Над чем на этой неделе будет работать Рада? Обзор самых интересных законопроектов

Какие важнейшие законопроекты готовят к рассмотрению в Верховной Раде народные депутаты Украины, проанализировали эксперты аналитической группы Левиафан.

На этой пленарной неделе наконец-то закончится эпопея с «премьериадой» и созданием новой коалиции. Катализатором договоренностей выступил Президент, который заявил, что если на этой неделе не будет коалиции и кандидатуры нового премьера, то он воспользуется своим конституционным правом и распустит парламент. Дискутировать о решимости и последовательности гаранта не будем, сосредоточимся на повестке дня Верховной Рады.

Итак, вероятнее всего, объявление о создании новой коалиции и голосование за Владимира Гройсмана в качестве нового премьера состоится сегодня. Также существенные сдвиги произойдут в вопросе назначения нового генерального прокурора. На эту должность претендует Юрий Луценко, однако есть небольшая проблема: его кандидатура не соответствует требованиям, которые перечислены в ст. 40 ЗУ «О прокуратуре» (отсутствие юридического образования и стажа работы в прокуратуре). Это досадное недоразумение будет исправлять парламент в ближайшее время путем внесения соответствующих изменений в закон «О прокуратуре».

Оборона и национальная безопасность

На этой неделе парламент снова попытается рассмотреть проект закона №4193 о внесении изменений в закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» об увольнении военнослужащих, самовольно оставивших воинские части. Проект предусматривает увольнения в запас военнослужащих, в отношении которых начаты уголовные производства из-за оставления ими воинских частей или дезертирство.

Проанализировав законопроект, невозможно не согласиться с необходимостью более оперативного принятия решений, которые позволяют корректировать численность Вооруженных сил Украины, однако предложенный законопроектом вариант решения указанной проблемы вызывает ряд замечаний, прямо нарушая конституционные права военнослужащих и некоторые гарантии, предусмотренные дисциплинарным уставом ВСУ.

Также снова рассмотрится проект №2504-д «О Едином государственном реестре военнообязанных», который является ключевым фактором в подготовке 7 волны мобилизации.

Плавно перейдем к мирной тематике, а именно – к обеспечению жизни на тех территориях, где активная фаза АТО уже закончилась. Парламент рассмотрит проект №4197 «О внесении изменений в закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» относительно предоставления субвенций Донецкой и Луганской областям от остатков средств местных бюджетов населенных пунктов, на территории которых органы государственной власти не осуществляют свои полномочия.

Принятие законопроекта позволит зачислять остатки средств местных бюджетов населенных пунктов Донецкой и Луганской областей, на территории которых органы государственной власти временно осуществляют свои полномочия, в специальный фонд и дальнейшего их использования в виде субвенции из Госбюджета соответствующим областным бюджетам Донецкой и Луганской областей на восстановление объектов социальной и транспортной инфраструктуры, жилищного фонда и систем обеспечения жизнедеятельности.

Уголовно-правовой блок

На текущей пленарной неделе представлен проектом №1297 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о прекращении гражданства Украины лиц, совершивших преступления против основ национальной безопасности Украины». Суть проекта проста – лишать гражданства Украины тех, кто совершил преступление против ее национальной безопасности. Проблема в другом - указанное в корне противоречит Конституции Украины и взятыми Украиной международным обязательствам: нельзя лишить человека гражданства, гражданство можно только потерять, получив гражданство другой страны.

Также снова представлен проектом закона о частной детективной (розыскной) деятельности № 3726, авторства народных депутатов - членов правоохранительного комитета ВРУ. Проект является ничем иным, как немного переделанным проектом закона о детективной деятельности, который блуждает по Верховной Раде еще с шестого созыва. Документ имеет легкий лоббистский оттенок, призванный ввести в правовую систему Украины понятие частной детективной деятельности и закрепить правила игры для частных детективов. Предусматривает достаточно широкие права для частных детективов, использование ряда спецсредств и оружия нелетального действия.

Минутка лоббизма

На этой пленарной неделе особого внимания заслуживают следующие проекты законов:

  • О внесении изменений в закон Украины «О Таможенном тарифе Украины» по уменьшению дефицита лома черных металлов на внутреннем рынке с целью первоочередного обеспечения нужд оборонной промышленности и восстановления объектов инфраструктуры № 3873 от авторского коллектива во главе с Олегом Ляшко.

Законопроектом вносятся изменения в раздел XV «Недрагоценные металлы и изделия из них» Таможенного тарифа Украины, утвержденного законом Украины «О Таможенном тарифе Украины», которым устанавливается нулевая ставка ввозной пошлины на отходы и лом черных металлов, который будет способствовать удешевлению металлолома для украинских предприятий. Следует отметить, что законопроект не содержит норм о том, что нулевая ставка ввозной пошлины будет применяться только к предприятиям или продукции, необходимой для обеспечения нужд оборонной промышленности. Также следует обратить внимание, что этот законопроект будет потенциально выгодным олигарху Виктору Пинчуку, заводы которого являются основными потребителями металлолома.

  • О мерах экономической стабилизации Государственного акционерного общества «Черноморнефтегаз» в связи с временной оккупацией территории Украины №2060.

Законопроектом предлагается установить в 1 января 2017 года мораторий на взыскание задолженности с Государственного акционерного общества «Черноморнефтегаз», а также списать предприятию налоговый долг, который по состоянию на 02.06.2015 года составляет 115 млн 126 тыс. 239 грн, в том числе по налогу на прибыль - 7 млн 650 тыс. 856 грн, по авансовым взносам по налогу на прибыль - 60 млн 148 тыс. 353 грн, по оплате за пользование недрами для добычи полезных ископаемых - 47 млн 307 тыс. 683 грн, за сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ - 19 тыс. 345 грн. А также установить, что условные проценты на суммы возвратной финансовой помощи, которая остается невозвращенной предприятием, за 2014 год не начисляются.

В то же время, непонятным остается, за какой период у предприятия возник налоговый долг, и каким образом Государственный бюджет должен компенсировать сумму недополученных поступлений, что противоречит нормам действующего регламента. Также непонятным остается вопрос, о какой именно финансовой помощи идет речь и какому субъекту она должна быть возвращена, что, в свою очередь, может повредить интересам других хозяйствующих субъектов. Возможно, целью этого законопроекта является освобождение от уголовной ответственности руководителей АО «Черноморнефтегаз», которые ответственны за неуплату налогов в крупных размерах в бюджеты всех уровней. Поэтому инициаторов законопроекта следует искать именно там.

Образование

Также в ближайшее время парламент уделит внимание доработанному правительственному законопроекту №3491 «Об образовании». Напомним, данный документ согласован профильным и смежными министерствами. Сам законопроект вводит ряд новаций в сфере образования, среди которых уместно остановить внимание на финансовую часть – уменьшается размер бюджетных ассигнований на образовательную сферу с 10 до 7 процентов ВВП; предполагается 12-летняя программа получения общего образования; ожидается обязательная необходимость прохождения педагогическими работниками государственной сертификации; сохраняется проведения ВНО; законодательно закрепляется бесплатный подвоз к местам обучения и домой детей, проживающих в сельской местности, что в условиях оптимизации количества сельских учебных заведений является достаточно острой проблемой для сельских семей; декларируется бесплатное обеспечение общежитиями учащихся, получающих профильное среднее образование; отмечается на общественном самоуправлении в системе образования, создается институт государственно-частного партнерства в сфере образования.

Но вместе с тем, законопроект переполнен малопонятными для широкого круга терминами, которые не определены в действующем законодательстве и содержание которых не всегда раскрыто предписанием проекта. Существуют и другие недостатки технико-юридического характера. Парламентский комитет по вопросам науки и образования выступил с позицией о необходимости направления документа на доработку и вынесения на повторное первое чтение. Кроме этого, общественность достаточно резко отреагировала на эту законодательную инициативу. Так, более 640 тысяч педагогов выступили против принятия законопроекта в действующей редакции. Профсоюз работников образования и науки Украины отмечает, что законопроект подан на рассмотрение парламентариев без согласования с всеукраинскими профсоюзами и их объединениями и выражает протест принятию закона, нормы которого будут ухудшать и сужать содержание прав и свобод педагогов по сравнению с действующим законом.

Реструктуризация валютных кредитов

В четверг в зал Рады будут внесены законопроекты о реструктуризации валютных кредитов. Это правительственный проект закона о реструктуризации обязательств граждан Украины по кредитам в иностранной валюте, полученных на приобретение единственного жилья (ипотечные кредиты) №4004 и альтернативный ему №4004-1 авторства народных депутатов Александра Вилкула и Дениса Дзензерского.

Следует отметить, что альтернативный законопроект разрабатывался специалистами «Финмайдана» и является довольно популистским по своей сути, ведь его авторы предлагают:

  • существенно расширить круг «льготников» – включить пенсионеров, всех жителей зоны АТО, «чернобыльцев», семьи с минимальным доходом (без разъяснения, что имеется в виду), одиноких родителей (понятно, что в случае принятия этой нормы украинцы «осквернят» священные оковы Гименея и начнется череда фиктивных разводов) и т. д.;

  • установить площадь «социального» жилья на уровне: квартира 140м2, дом - 250 м2;

  • распространить реструктуризацию не только на ипотечные кредиты;

  • распространить реструктуризацию на кредиты, которые уже проданы факторинговым компаниям;

  • в случае невыполнения заемщиком обязательств по договору после реструктуризации банк вправе обратить взыскание исключительно на предмет залога и, в случае недостаточности залога, банк не имеет права требовать от заемщика погашения остатка долга. И как результат - банки фактически должны «списать» до 80-90% долга: 2/3 от суммы кредита и процентов за 1 предыдущий год и 100% остальной части задолженности, что естественно будет иметь результатом окончательное уничтожение банковской системы.

Именно поэтому, в случае голосования, скорее всего за основу будет взят правительственный законопроект, который хоть и возлагает на банки все убытки от реструктуризации, но сужает количество лиц, которые могут обратиться за реструктуризацией валютного кредита, а с другой – снимает мораторий на взыскание имущества по всем валютным кредитам. Исходя из того, что правительственный законопроект №4004 будет голосоваться пакетом с проектом закона о внесении изменения в подразделения 1 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины (относительно реструктуризации обязательств граждан Украины по кредитам в иностранной валюте, полученных на приобретение единственного жилья (ипотечные кредиты) №4005, то банки наконец-то получат возможность списывать «прощенную» сумму долга без возникновения налоговых обязательств перед ГФС, что сделает процесс реструктуризации более или менее приемлемым для банков, а также позволит последним уменьшить размер резервов, которые сформированы под проблемные задолженности.

Финансовая политика

Проект закона №3677 о внесении изменения в статью 4 закона Украины «Об особенностях осуществления сделок с государственным, гарантированным государством долгом и местным долгом» относительно вступления в силу предусматривает отмену ограничения конечной даты действия, что продлит срок действия правовых оснований для поиска дальнейших путей реструктуризации внешних долговых обязательств и совершения сделок по изменению условий заимствований. Это значит, что и в этом году Украина не сможет выполнить свои обязательства перед внешними кредиторами, в первую очередь, конечно, российскими.

Трансплантация

Революционным по своей сути является проект закона №2386 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно трансплантации органов и других анатомических материалов человека, который предлагает установить презумпцию разрешения на донорство умерших людей. То есть, если Вы при жизни не написали заявление о запрете на осуществление взятия тех или иных органов и/или других анатомических материалов для трансплантации и/или изготовления биоимплантатов, которое должно быть внесено в Единую государственную информационную систему трансплантации, то считается, что Вы такое согласие предоставили, и после смерти ваше тело может пойти на органы нуждающимся. Исключением является лишь ситуация, при которой на теле донора есть следы насильственной смерти.

С одной стороны нормы по презумпции согласия на трансплантацию не являются чем-то новым в мире, однако в условиях Украины с ее парализованной правоохранительной и судебной системами принятие этого законопроекта в действующей редакции может спровоцировать рост экспорта органов украинцев в более богатые страны мира и ухудшение криминогенной ситуации в самой стране.

Информационная политика

Авторский коллектив во главе с Викторией Сюмар предлагает рассмотреть законопроект №4232 о внесении изменений в закон Украины «Об общественном телевидении и радиовещании» (относительно порядка присоединения ГП «Украинская студия телевизионных фильмов «Укртелефильм»), которым предлагается ГП «Укртелефильм» присоединить к Национальной общественной телерадиокомпании Украины. Эта инициатива сомнительна, ведь несмотря на все убеждения авторов, законопроект имеет целью выполнение Резолюции №1466 (2005) Парламентской Ассамблеи Совета Европы «О выполнении обязанностей и обязательств Украины» от 5 октября 2005 года. Следует отметить, что в этой резолюции речь идет только о телерадиокомпании. В то же время, ГП «Укртелефильм» – это киностудия. Также довольно сомнительный тезис о необходимости на законодательном уровне урегулировать вопрос о судьбе ГП «Укртелефильм», ведь с одной стороны этот вопрос полностью находится в пределах полномочий Кабинета министров Украины, а с другой - иски и аресты на имущество ГП «Укртелефильм» не дадут возможности фактического объединение с НСТУ.

Также не учитывается тот факт, что с 2012 года «Укртелефильм» находится в состоянии ликвидации. Из-за неопределенности механизма аудита предприятий перед объединением могут возникнуть ситуации, когда благодаря такому «соединению» незамечеными останутся факты возможного злоупотребления и хищения директорами предприятия, которые могут нанести существенный ущерб интересам государства.

Проект закона №3562 о внесении изменений в закон Украины «О телевидении и радиовещании» (относительно защиты информационного пространства Украины), внедряет дополнительные ограничения по распространению материалов, которые транслируются. Поэтому устанавливается ответственность за трансляцию программ или видеосюжетов, которые могут причинить вред физическому, умственному или нравственному развитию детей и подростков, если они могут их просматривать; телепередач, изготовленных после 1 августа 1991 года, содержащие популяризацию или пропаганду органов государства-агрессора и их отдельных действий, оправдывающие оккупацию территории Украины; аудиовизуальных произведений (фильмов, телепередач, кроме информационных и информационно-аналитических телепередач), одним из участников которых является человек, внесенный в перечень лиц, которые создают угрозу национальной безопасности и тому подобное.

Интересным моментом является то, что авторы законопроектов предлагают штрафовать без предупреждения не только ТРК, но и провайдеров, которые предоставляют услуги по трансляции контента. Последний факт является довольно противоречивым, ведь вряд ли провайдер всегда адекватно может оценить, подпадает ли контент под ограничения, и наем дополнительных людей под выполнение этой функции только увеличит стоимость услуг провайдера, но не будет иметь никаких практических последствий. Документ также вводит дополнительные условия переоформления лицензии, а именно – предлагается обязать владельцев ТРК переоформлять лицензию каждый раз, когда меняется структура собственности, что не соответствует политике дерегуляции, которая анонсируется украинской властью с марта 2014 года.

Земельные вопросы

Блок земельных вопросов возглавляет законопроект №4355 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно расширения полномочий органов местного самоуправления по управлению земельными ресурсами и усиления государственного контроля за использованием и охраной земель», который является последовательным компромиссным вариантом законопроектов №3510 и №3510-1. Как видно из названия, документ направлен на пересмотр принципов земельных правоотношений, расширение диапазона полномочий органов местного самоуправления, обеспечение доступности административных услуг, а следовательно и переориентацию разговоров о децентрализации из теоретической плоскости в практическую.

Для этого предлагается расширить земельную юрисдикцию местных советов, делегировав им полномочия по распоряжению большинством категорий земель государственной собственности за пределами населенных пунктов (в том числе и сельскохозяйственного назначения). При этом, контроль за соблюдением земельного законодательства переводится с Госинспекции сельского хозяйства Украины (которая находится на стадии ликвидации) на Госагентство земресурсов Украины.

Анализ ситуации, сложившейся вокруг земель государственной собственности за пределами населенных пунктов, свидетельствует о необходимости срочного пересмотра базового подхода к этим вопросам. Бюрократическая сложность, наличие целого ряда коррупционных факторов, низкая эффективность работы и недостаточная квалификация областных управленцев, продолжительность, а также банальное неудобство, а иногда и территориальная недоступность получения административных услуг, привели к тому, что далеко не все субъекты хозяйствования выбрали легальный способ использования земель государственной собственности.

Бизнес

Ситуация с украинским рынком подержанных авто уже длительное время становится предметом дискуссий от отдельных профильных ток-шоу, заканчивая, как говорится, бытовыми разговорами на кухне. Сравнивать цены на один и тот же сегмент транспортных средств на европейском и украинском рынке бывших в употреблении авто просто невозможно. При самой низкой средней заработной плате в Европе, в Украине – одни из самых высоких цен на б/у транспортные средства. И если раньше завышенную стоимость «иномарок» теоретически оправдывали разговорами об искусственной фискальной защите отечественного производителя, то сегодня эти аргументы выглядят как плохая шутка над обнищалым обществом. В поисках электоральных бонусов рядом народных депутатов внесен законопроект № 3251 «О внесении изменений в подраздел 5 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно стимулирования развития рынка бывших в употреблении транспортных средств».

Законопроектом предусматривается до 31 декабря 2017 года существенно снизить ставки акцизного сбора на транспортные средства, бывшие в употреблении, что в конечном итоге снизит стоимость используемых авто и будет стимулировать развитие данного рынка, а также позволит детенизировать использование нерастаможенных транспортных средств.

Николай Мельник, Сергей Назаренко, Александр Григоренко, аналитическая группа «Левиафан»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...