Заседание парламентской ассамблеи НАТО показало очередные противоречия между странами-членами в вопросе интеграции Украины в Североатлантический альянс. В повестке дня заседания консультативного межпарламентского органа Альянса были подняты вопросы о ситуации в Украине и Сирии в контексте возникновения новых вызовов безопасности стран-членов.
Пока Россия и ее союзники бесцеремонно нарушают спокойствие на Ближнем Востоке и на Донбассе, в НАТО придерживаются всех демократических процедур для обсуждения сложных вопросов. В частности, серьезную обеспокоенность выражают в Турции: ее воздушное пространство нарушают боевые самолеты РФ, участвующие в конфликте в Сирии. Фактически, конфликт набирает обороты, и перерастает в международный: недавно британские СМИ сообщили об уничтожении российских истребителей ВВС Турции после того, как они нарушили воздушное пространство последней. Турция, как известно, является членом НАТО с 1952 года. На заседание парламентской ассамблеи НАТО были приглашены и народные депутаты из украинского парламента. Именно они стали свидетелями очередных противоречий в вопросе поддержки Украины всеми странами-членами НАТО.
Внутренние споры
Путь Украины в НАТО – долгий и тернистый. Ближе всего Украина была к своему первому шагу на пути интеграции в Североатлантический альянс в 2008 году. Именно во время саммита в Бухаресте тогдашняя украинская делегация надеялась получить так называемый План действий по членству в НАТО (ПДЧ). Впрочем, уже отправляясь на саммит, представители от Украины знали об отсутствии единой позиции по поводу предоставления ПДЧ со стороны влиятельных стран-членов НАТО. Во-первых, состояние украинской обороноспособности вызывало слишком большой перечень вопросов даже для такого шага, как предоставление ПДЧ. Во-вторых, с решительным протестом против ПДЧ для Украины выступили делегации Франции и Германии. Безусловно, все эти процессы происходили под тщательным наблюдением России, президент которой не сдерживал себя в публичных оскорблениях относительно независимости и суверенного статуса государства Украина.
В этом году на заседании парламентской ассамблеи НАТО ситуация могла бы повториться. Одним из результатов работы ассамблеи должно было стать принятие резолюции «Солидарности с Украиной». Большинство поправок в текст резолюции внес представитель немецкой делегации Карл Ламерс. Некоторые из них носили весьма провокационный характер: преуменьшали российское влияние в событиях на Донбассе и игнорировали тему оккупации Крыма. «Ламерс предлагает удалить пункт 8b резолюции с призывом к странам Альянса продолжить оказание давления на Россию до тех пор, пока Москва не выполнит все свои обязательства по Минским соглашениям и не остановит оккупацию украинских территорий, в том числе – Крыма. Вместо этого немецкий депутат предлагает ограничиться лаконичным «оказывать давление на обе стороны до выполнения Минских соглашений». Таким образом, аннексия Крыма будто остается в скобках или вообще вычеркивается», – сообщил о коварных планах немецкого парламентария представитель украинской делегации на заседании парламентской ассамблеи НАТО народный депутат Мустафа Найем.
Вопрос возвращения Крыма из-под оккупации и восстановления суверенитета Украины имеет большое значение для любых возможностей для нашей страны в будущем полноценно интегрироваться в структуры НАТО. Ведь известно, что существует одно довольно специфическое требование относительно вступления в Альянс – страна-кандидат должна не просто обладать определенной территорией, но и контролировать свои границы. В этом смысле и события на Донбассе, и оккупация Крыма – достаточно серьезные преграды на пути Украины к интеграции в НАТО.
Несмотря на то, что украинской делегации на парламентской ассамблее НАТО удалось отстоять принципиальные позиции в общей резолюции «Солидарность с Украиной», сложно не заметить все еще ощутимое геополитическое влияние России на позиции немецких парламентариев. Более того, в документе депутаты парламентов стран НАТО призвали свои правительства рассмотреть возможность усиления экономических санкции для РФ в случае дальнейшего невыполнения соглашения о прекращении огня на Донбассе.
Впрочем, даже на подобных заседаниях в НАТО до сих пор питают иллюзии относительно возобновления диалога с нынешним режимом Путина и «восстановления видения единой и свободной Европы, в которой Россия играла бы конструктивную роль». И хотя сравнивать разные исторические периоды не всегда корректно, подобного рода форсулировки звучали в 30-х годах 20-го века во время заседаний международной организации «Лига Наций» в адрес правительства нацистской Германии. Несмотря на неприкрытую военную агрессию по отношению к тогдашним европейским странам, лидеры влиятельных государств до последнего пытались воплотить «политику умиротворения» в отношении гитлеровской Германии. Тогда как действовать нужно было совсем другими способами.
Новые перспективы на вступление в НАТО?
Уже больше года назад парламентская ассамблея НАТО приняла официальное решение прекратить любое сотрудничество с Россией. С этим решением связано и дальнейшее расторжение соглашения РФ с Францией по поставке двух десантных кораблей типа «Мистраль».
Уже в декабре 2014 года Верховная Рада приняла президентский закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно отказа Украины от осуществления политики внеблоковости». Весной 2015 глава государства соответствующим указом утвердил Стратегию национальной безопасности, принятую на заседании СНБО. Среди основных целей стратегии является и подготовка ко вступлению в НАТО. В частности, согласно тексту Стратегии, все реформирование Вооруженных сил Украины должно происходить по стандартам НАТО.
Кроме резолюции по поддержке Украины, парламентская ассамблея НАТО должна принять еще один документ по усилению экономических санкций и более оперативного реагирования на пропагандистскую информацию из российских СМИ. Эксперты отмечают, что последние события с участием РФ и ее активностью в Сирии не на шутку обеспокоили всех стран-членов НАТО, поэтому в этот раз реакция будет серьезной. «Турция четко заявила, что не будет с этим мириться, и требует гарантий от РФ. Общая реакция будет и от других стран. Поскольку это касается и стран, граничащих с РФ вокруг Балтийского региона. Позиция НАТО в отношении России четкая. Альянс уже развернул в шести странах элементы штаба в соответствии с пятой статьей, где РФ признана нарушителем. Усиливаются силы быстрого реагирования – с 13 до 30 тысяч. Ежедневно проходят учения», – анализирует ситуацию вице-президент Атлантического совета Украины Олег Кокошинский.
В украинском правительстве подтвердили готовность вступления в НАТО после реформирования Вооруженных сил. «Вступление в Альянс поддерживает подавляющее большинство граждан Украины. Вопрос членства Украины в НАТО требует согласованного решения стран-членов Альянса. Но мы можем ускорить такое решение. Мы должны максимально усилить сотрудничество с Альянсом и привести украинские Вооруженные силы в полное соответствие с его критериями и стандартами. Для вступления в НАТО нужно иметь твердую политическую волю. Такую волю имеет наш народ. Такая воля есть и у правительства», – на днях заявил премьер-министр Арсений Яценюк.
Об улучшении перспектив все же стать членом НАТО говорят и данные социологических опросов. В марте 2015 года в случае проведении соответствующего референдума, вступление в НАТО поддержали бы более 43% украинцев, против проголосовали бы 33,4%. Уже в августе нынешнего года поддержка идеи вступления в Альянс нашла еще больше сторонников – за вступление в НАТО проголосовали бы 64% граждан. В разные годы большинство украинцев чаще высказывались за идею вступления в ЕС и евроинтеграцию, однако присоединение к системе безопасности Североатлантического альянса не воспринималось в обществе как хорошая идея. Например, в 2010 году по данным нескольких социологических опросов, всего 20-23% граждан считали вступление в НАТО эффективным способом обеспечения национальной безопасности.
Очевидно, решение парламентской ассамблеи НАТО выразить поддержку Украине и осудить действия России имеют не просто символическое значение. Это – своеобразный сигнал к дальнейшим действиям по проведению серьезной реформы армии и углубления сотрудничества со странами Альянса. Фактически, это первый публичный шаг навстречу Украине в вопросе евроатлантической интеграции после провала с ПДЧ в 2008 году.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»