Старая платформа для новых выборов: почему нардепы тянут с принятием закона о местных выборах?

Читати українською
Несмотря на заявление Гройсмана о том, что парламент не пойдет на каникулы, пока не рассмотрит все необходимые для страны законы, шансы принять новый закон о местных выборах до августа ежедневно уменьшаются.

В кулуарах Верховной Рады из уст народных депутатов все чаще звучит мнение о возможности проведения местных выборов по старому законодательству. Несмотря на то, что новый законопроект №2831-3 о местных выборах еще 18 июня был принят парламентом за основу, на прошлой неделе нардепы так и не нашли компромиссного решения относительно его принятия во 2-м чтении.

И хотя спикер Верховной Рады Владимир Гройсман заявил, что парламент не пойдет на каникулы, пока не рассмотрит все необходимые для страны законы, шансы принять новый закон о местных выборах до августа ежедневно уменьшаются.

Стоит отметить, что изменения в избирательное законодательство парламент может вносить не позднее чем за 90 дней до проведения выборов. А еще необходимо время на подписание закона Президентом. Таким образом, у парламентариев осталось времени до 1 августа 2015 года.

Ситуацию осложняет еще 2 фактора: процедурный и политический. Первый связан с тем, что в проект закона о местных выборах внесено более 1500 поправок, которые профильный комитет должен рассмотреть до того, как документ попадет в сессионный зал. Кроме того, во время самого голосования, согласно регламенту, народные депутаты должны рассмотреть каждую поправку отдельно, могут вносить их с голоса и имеют право на выступление для аргументации своей позиции. То есть, даже процедурно для принятия данного законопроекта нужно минимум несколько пленарных заседаний, которых у депутатов, по сути, уже не осталось.

Даже в случае созыва внеочередной сессии парламента и продолжение его работы, среди фракций-участниц коалиционного большинства нет единства относительно норм нового закона. Так, фракции «Самопомощи» и «Радикальной партии Олега Ляшко» настаивают на рассмотрении своих поправок, принципиальнейшей из которых является запрет на блокирование политических партий для участия в выборах. Еще одна поправка, которую активно продвигают в «РПЛ», вполне логична и касается запрета участия в выборах партиям, которые были зарегистрированы как минимум за год до даты их проведения. К тому же, говорят в «РПЛ», партия должна быть «общенациональной». «Баллотироваться должны только партии, чтобы люди знали, с кого спросить. Потому что блоки идут перед выборами. После - создают отдельные группы во фракции. Еще одно наше принципиальное замечание: партия должна быть зарегистрирована как минимум за год до выборов, чтобы не появлялись сепаратистские проекты. Далее: считаем, что партия должна быть общенациональной, чтобы не делали в Донецке или Харькове отдельные республики. Это принципиальные замечания», - объясняет позицию «радикалов» их лидер Олег Ляшко. Такое требование не удивительно, ведь только за последние полгода Минюст зарегистрировал 27 новых политических партий.

В свою очередь, лидер фракции «Самопомощи» Олег Березюк к вышеуказанным требованиям своих коллег по коалиции добавил еще две принципиальные позиции - необходимость сокращения депутатского корпуса в местных советах и введение запрета политической рекламы. Сейчас все участники коалиционного большинства якобы заявляют об активной работе в комитете над поправками и поиском компромиссного варианта.

Эксперты же отмечают, что затягивание с принятием нового закона о местных выборах может быть выгодно всем участникам коалиционного большинства – процесс непосредственно связан с падением рейтингов самих политических партий. Ведь по новому закону предполагается пропорциональная система с якобы открытыми списками, которые, по сути, будут формировать сами партийные лидеры. Несмотря на это, низкие рейтинги партий-участниц избирательного процесса будут автоматически отражаться и на кандидатах, которых они поддержат. В старом законе о местных выборах, где предусмотрена смешанная система, кандидаты могут выдвигаться и по партийным спискам, и по мажоритарным округам, что позволяет «замаскировать» нужных кандидатов под самостоятельных мажоритарщиков, после чего они так или иначе присоединятся к нужной фракции в новоизбранном местном совете. Важно учитывать и норму нового избирательного законодательства относительно избрания мэров крупных городов в 2 тура: в ней может существовать скрытая угроза для лидера «Самопомощи» Андрея Садового - не исключено, что он может потерпеть поражение во втором туре выборов или на должность мэра Львова, или даже если попробует свои силы во время баллотирования на пост столичного градоначальника.

Еще один фактор, который свидетельствует о высоких шансах проведения местных выборов по старому законодательству - процесс изменений в Конституцию в части децентрализации, предусматривающий укрупнение общин. А значит - некоторые местные советы могут просто исчезнуть, а во вновь созданные нужно будет выбирать новых депутатов. О высокой вероятности такого сценария неоднократно говорил спикер Владимир Гройсман и народные депутаты из фракции «Блока Петра Порошенко». «Было бы целесообразно сейчас провести местные выборы, которые предусмотрены Конституцией, далее предусмотреть переходный период для внесения изменений в законодательство - это более 500 (сопутствующих) законов - и за 2 года провести внеочередные выборы», - заявил недавно господин Гройсман. Спикер считает, что при таком сценарии ситуация не законсервируется, а местные власти наоборот, начнет работать лучше. «Представьте, что эти два года все будут работать так, чтобы через два года их переизбрали. Это же просто мечта», - считает председатель Верховной Рады.

Самое интересное, что народные депутаты из «БПП» уже успели придумать формальный повод для того, чтобы не принимать новый закон о местных выборах. По мнению парламентариев, лучше провести реформу децентрализации и без спешки поработать над новым избирательным законом, чем принимать сейчас несовершенный закон, который будет еще хуже старого. Такая логика не лишена смысла, правда, тогда вообще возникает вопрос о целесообразности проведения местных выборов. Ведь представители предыдущей правящей команды в местных советах вряд ли смогут серьезно мешать процессам реформирования в стране, в то же время ни одному из нынешних партийных брендов-фаворитов существенно усилить свое присутствие на местах осенью 2015 года не удастся.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.