Торги за местные выборы на Донбассе: дипломатический маневр украинской власти или уступки Западу и России?

Читати українською
В стремлении как можно скорее решить проблему Донбасса европейские политики побуждают украинскую власть пренебрегать очередностью выполнения Минских соглашений – и предоставить Донецкой и Луганской областям конституционный статус особых территорий без выполнения необходимых условий со стороны сепаратистов и РФ.

Чем ближе дата проведения местных выборов – тем больше появляется взглядов и заявлений политиков относительно их проведения на Донбассе. Последние недели ознаменовались тектоническими сдвигами в двух ключевых направлениях: изменениях в законе о местных выборах, и в позиции Европы по выполнению Минских соглашений. Европейские политики хотят как можно скорее решить проблему Донбасса, и для этого побуждают украинскую власть пренебречь очередностью исполнения Минских соглашений и предоставить Донецкой и Луганской областям конституционный статус особых территорий без выполнения всех необходимых условий со стороны сепаратистов и России.

На этом фоне более чем красноречивым фактом является усиление военной активности боевиков – они усилили обстрелы позиций украинских Вооруженных сил с оккупированных территорий, используя при этом и оружие запрещенных Минскими соглашениями калибров.

Такое развитие событий прибавит проблем украинской власти. Президент все-таки согласился внести изменения в Конституцию в части децентрализации, однако также выдвинул существенное требование для западных партнеров – проведение местных выборов по украинским правилам. Выполнение данного требования крайне важно для дальнейшей стратегической игры Киева в борьбе за возвращение оккупированных территорий. «Особый статус означает, что никаких центральных органов для отдельных районов Донецкой и Луганской областей нет. Легитимными остаются только местные советы. Это означает, что никаких Захарченко и Плотницкого быть не может», – считает политолог Александр Палий. Легитимность этих местных советов может быть подтверждена только в условиях проведения действительно конкурентных выборов согласно украинскому избирательному законодательству.

Свидетельством данного требования может служить более чем однозначное заявление новоназначенного главы Донецкой военно-гражданской администрации Павла Жебривского об условиях проведения таких выборов, которое он озвучил в интервью президентскому «5 каналу». «Я не вижу возможности проведения в Донецкой области выборов, потому что, если по улицам ходят обезьяны с гранатами, говорить о честных и прозрачных выборах не приходится. А еще люди должны иметь доступ к различной информации. Сегодня говорить о честных выборах без восстановления границы и получения людьми разносторонней информации, когда они сами сделают выбор, бесперспективно», – сказал он. Более того, председатель Донецкой ВЦА выразил сомнение, что наблюдатели ОБСЕ смогут обеспечить контроль над соблюдением процесса честных и прозрачных выборов на территории Донецкой области. Очевидно, команда Президента ищет другие пути обеспечения проведения честных выборов, ведь еще совсем недавно заместитель главы Администрации президента Украины Валерий Чалый высказывал мнение по поводу необходимости допуска именно представителей ОБСЕ на избирательные участки, которые находятся на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей. Очевидно, украинская власть дает сигнал о том, что возможности миссии ОБСЕ себя исчерпали и Западу необходимо предоставить другой, более действенный инструмент для контроля над процессом проведения местных выборов на Донбассе.

В стремлении как можно скорее решить проблему Донбасса европейские политики побуждают украинскую власть пренебрегать очередностью выполнения Минских соглашений – и предоставить Донецкой и Луганской областям конституционный статус особых территорий без выполнения необходимых условий со стороны сепаратистов и РФ.

Фактически украинская власть в лице Президента и его команды дает четкий сигнал Западу: да, мы готовы пересмотреть условия выполнения Минских договоренностей в части предоставления территориям Донбасса особого статуса в процессе децентрализации, однако взамен требуем провести настоящие, а не бутафорские местные выборы. Сможет ли обеспечить такое требование Запад – большой вопрос. Однако стратегия Президента понятна: если Россия действительно готова уступить в военной поддержке боевикам, то не будет препятствовать проведению избирательного процесса по украинскому законодательству. Есть все основания полагать, что именно это требование и будет прописано в переходных положениях Конституции о предоставлении Донбассу особого статуса. Нет украинских выборов – нет децентрализации и особого статуса.

Правда, эксперты вообще скептически оценивают возможность проведения местных выборов на оккупированных территориях по украинскому законодательству, ведь сомневаются в желании сепаратистов позволить провести конкурентную предвыборную кампанию. «Относительно тех изменений, которые внесла Украина в избирательный закон, то на таких условиях выборов не будет. Сепаратисты не согласятся принять условия восстановления украинских каналов, украинской власти, вывода вооруженных формирований, а затем проведения выборов. Поэтому вообще выборов не стоит ожидать, и они не состоятся», – считает директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. При этом эксперт советует украинской власти задуматься над введением отдельного адаптированного избирательного законодательства для территорий Донбасса. Идею проведения выборов на Донбассе по отдельному закону подтвердил и Президент в своем недавнем интервью итальянскому изданию Corriere della Sera. «Россия и дальше посылает к нам войска, оружие и финансирование террористов на Донбассе на миллиард долларов. Но мы готовы к диалогу. Наш парламент обсуждает специальный закон о проведении местных выборов в этих регионах», – заявил Петр Порошенко.

Киеву сверхважно не проиграть дипломатическую войну за проведение местных выборов на основе украинского законодательства на оккупированных территориях. Ведь от этого будут зависеть дальнейшие взаимоотношения с этими территориями, а главное – сумеет ли Украина восстановить контроль над территориями Донбасса.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: