Почему украинцы верят обещаниям политиков?

Народные депутаты готовы раздавать обещания всегда и в любой сфере. Вот только, если анализировать потом деятельность политиков, то окажется, что выполнять свои обещания нардепы не спешат.

Украинцы – неисправимые оптимисты и романтики. Заслуженность такого звания многочисленный народ доказывает во время любых выборов, веря в «светлое будущее» предвыборных обещаний. Депутаты же раздавать обещания готовы всегда и в любой сфере, отличается только тема обещаний в зависимости от уровня избираемой должности. Тем не менее, если анализировать потом деятельность политиков, то окажется, что выполнять обещания нардепы не спешат.

Например, за первые 100 дней работы украинские парламентарии успели дать 151 обещание и выполнить 111 из них. Лидером в рейтинге «обещателей» смело можно назвать главу Верховной Рады Владимира Гройсмана. Если проанализировать 100 дней его работы в качестве спикера, можно увидеть, что в копилке председателя парламента свыше 20 данных обещаний. 15 обещаний за первый отчетный период дал Семен Семенченко, 14 – Вадим Ивченко. Последний входит в тройку тех, кто своих слов предпочитает не придерживаться: за 100 дней работы Верховной Рады Ивченко не выполнил 27% данных обещаний. На втором месте антирейтинга – Егор Соболев, он не выполнил 28% данных обязательств. А вот топ самых безответственных депутатов на протяжении 100 дней работы ВР, с 36% невыполненных обещаний возглавил лидер Радикальной партии Олег Ляшко, впрочем, о популизме политика украинцы слышали не раз.

По мнению экспертов, украинцы в большей степени верят не обещаниям, а намерениям политиков. Так, по словам председателя ОО «Система народного контроля «Слово и Дело» Евгения Заики, прямые и четкие обещания политики дают очень осторожно, в связи с существующим механизмом отзыва депутатов.

«Если говорить о предвыборных программах, основная часть кандидатов фиксирует в них только собственную привязанность к тем или иным процессам, действиям или идеалам, которые никак нельзя считать обещанием. Именно частично по этой причине и не работает механизм отзыва депутатов или выражения им недоверия, ведь установить степень несоответствия действий депутата, например, его предвыборным декларациям, очень сложно», – говорит эксперт.

По словам Заики, ситуацию может изменить только общественный запрос. «Если с помощью надлежащего общественного давления избиратели начнут требовать у кандидатов не только абсолютно четких и понятных обещаний, но и непосредственных путей и сроков их воплощения в жизнь, тогда мы сможем изменить качество отечественной политики, ее содержание. Соответственно, чем выше планку собственных общественных требований к представителям политического класса мы будем ставить, тем больше вероятность, что последние будут вынуждены адаптироваться к соответствующим условиям. В противном случае, Украину и в дальнейшем ждет только изменение политических лиц и отнюдь не подходов, в том числе и по выполнению обещаний политиков перед избирателями», – подытоживает специалист.

Впрочем, сейчас планка общественных требований, видимо, не столь высока, как кажется. Если проанализировать важнейший документ – коалиционное соглашение, легко увидеть – с выполнением и этих прописанных намерений есть проблемы, но общественность молчит.

Коалицией не было разработано новой стратегии и военной доктрины, не было внедрено системы стратегического планирования и прогнозирования, не увеличено денежное содержание военнослужащих. А также, не было оптимизировано «Укроборонпром», не было назначено командующего Нацгвардией, и не был разработан новый закон о СБУ. Все эти недоработки касаются только реформирования системы нацбезопасности согласно коалиционному соглашению, но ведь если считать каждый пункт документа обещанием, то там их полтысячи! А ведь кроме вопросов безопасности государства остаются еще и другие злободневные задачи: побороть коррупцию, провести люстрацию и реформировать избирательное законодательство в том числе. В неразрешенном состоянии оказались и прочие важнейшие дела.

Не выполняет свои обещания и Президент Украины Петр Порошенко. Хотя он заседает в кресле главы государства уже целый год, 50% его обещаний (или 106, в абсолютном значении) все еще в процессе выполнения. Как кандидат во время предвыборной кампании Порошенко много чего наобещал: перекрыть офшоры, независимый суд, реформу МВД, антикоррупционную люстрацию и даже безвизовый режим с ЕС к концу первого года президентства, чему уже не суждено быть. Кроме всего прочего, Петр Порошенко, как и все другие политики, обещал украинцам вернуть Крым в состав государства и разрешить ситуацию на востоке страны.

Дальнейшая судьба всех этих обещаний, заверений, а местами и популизма, сейчас доподлинно неизвестна. Известно только, что украинцы некогда во все это поверили, и хочется, чтобы не зря.

Анастасия Оратовская (Соснова), специально для «Слово и Дело»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...