Демобилизация по-украински или Что гарантирует государство участникам АТО

Читати українською

На днях Президент Украины Петр Порошенко подписал закон № 259-VIII «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования отдельных вопросов мобилизации и социальной защиты граждан, которые подлежат увольнению с военной службы в особый период или в связи с объявлением демобилизации». 

В документе, который народные депутаты 233 голосами приняли еще 18 марта, в основном речь идет об усовершенствовании ряда законов о социальных правах демобилизованных, а именно – о праве на сохранение места работы, зарплаты и отпуска. Президенту и его Администрации понадобился месяц для того, чтобы подписать данный закон.

Необходимость внесения изменений в законы Украины относительно защиты социальных прав демобилизованных возникла еще в 2014-м году. Однако народные депутаты Верховной Рады 8-го созыва смогли проголосовать данный документ лишь в марте 2015-го, когда прошел год с начала Антитеррористической операции на Донбассе. За этот период эксперты неоднократно указывали парламентариям на несогласованность нынешней законодательной базы с требованиями времени, а самый острый вопрос стоял именно с социальной защитой граждан, которые подходили под мобилизацию. Все изменения, за которые проголосовали нардепы, вносят поправки в законы Украины начала-середины 1990-х годов.

Таким образом, основные изменения коснулись Кодекса законов о труде, законов Украины «Об отпусках», «О мобилизационной подготовке и мобилизации», «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей», «О воинской обязанности и военной службе». Безусловным позитивом внесенных изменений является то, что демобилизованные будут иметь преимущественное право перед другими работниками на закрепленное место работы при сокращении работников в связи с изменениями в организации производства и труда в течение двух лет со дня увольнения со службы. Кроме того, за демобилизованными, а также ранеными, пленными и пропавшими без вести мобилизованными работниками сохраняется рабочее место и средний заработок на их последнем месте работы «на срок до дня, следующего за днем их постановки на воинский учет в районных (городских) военных комиссариатах после их освобождения с военной службы, в случае окончания ими лечения в учреждениях здравоохранения, независимо от срока лечения, возвращение из плена, появления их после признания без вести пропавшим или до дня признания судом их умершими».

Еще одной положительной новацией документа стало то, что государство расширяет квоту о праве на трудоустройство граждан, освободившихся от военной службы по призыву во время мобилизации, на особый период, военной службы по призыву лиц офицерского состава и впервые поступающие на работу в течение шести месяцев после окончания или прекращения военной службы.

Правда, при анализе закона, всплыла одна интересная деталь. Народные депутаты исключили пункт 6 ст. 49-2 Кодекса законов о труде, который касался общего порядка сокращения всех работников, а не только мобилизованных или демобилизованных. В частности, в статье говорилось: «Государственная служба занятости предлагает работнику работу в той же или другой местности по его профессии, специальности, квалификации, а при ее отсутствии – осуществляет подбор другой работы с учетом индивидуальных пожеланий и общественных потребностей. При необходимости работник может быть направлен, с его согласия, на обучение новой профессии (специальности) с последующим предоставлением ему работы». Заботясь о социальных гарантиях демобилизованных, нардепы сознательно исключили норму, которая гарантировала другим гражданам трудоустройство от Государственной службы занятости. Очень ловкий маневр!

Также, демобилизованным, которые после увольнения со службы были приняты на работу в течение трех месяцев, гарантируется ежегодный отпуск полной продолжительности до наступления шестимесячного срока непрерывной работы в первый год трудоустройства по желанию работника. И наконец, законом установлены гарантии отсрочки от повторного призыва в течение шести месяцев в случае проведения новой волны частичной мобилизации на тех военнообязанных, которые были уволены со службы в запас после проведения мероприятий предыдущей мобилизации. Иными словами, государство не призывает демобилизованных без их добровольного согласия даже в условиях усиления агрессии на Донбассе в течение 6 месяцев после увольнения со службы. Правда, данная норма не будет работать, если в стране все-таки будет введено военное положение.

Принятый закон – это лишь один из первых реально осуществленных шагов нынешней власти в направлении социальных гарантий военнослужащих. А пока в Администрации Президента поручено областным государственным администрациям усилить социальную защиту для бойцов АТО. Соответствующий указ Президент подписал 18 марта – в тот же день, когда Верховная Рада принимала закон о социальной защите демобилизованных. В АП также пообещали, что вскоре будет обеспечено сокращение сроков рассмотрения вопроса о предоставлении статуса участника боевых действий и создан их Единый государственный реестр.

Интересной остается и судьба другого обещания господина Порошенко в контексте принятого закона о социальной защите демобилизованных. Речь идет о заявлении Президента по поводу того, что солдат-срочников не будут направлять в зону Антитеррористической операции. Дело в том, что несмотря на достигнутые мирные договоренности в Минске, в случае эскалации военных действий на Донбассе, главнокомандующему придется принимать решение или немедленного объявления военного положения и всеобъемлющей мобилизации, или использовать имеющиеся резервы Вооруженных сил, в том числе – и срочников.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: