Реструктуризация с элементами риска

Читати українською

Полученный Украиной в марте первый транш кредита Международного валютного фонда в размере 5 млрд долларов не только стабилизировал финансовую систему страны, но и добавил веса ее внешнему долгу. Вся сумма помощи от МВФ в размере 17,5 млрд долларов, которая предусмотрена в последующие несколько лет, автоматически добавится к общему долгу государства и создаст дополнительную нагрузку на экономику страны. Ведь сумма накапливается, проценты тоже, а значит отдавать придется каждый раз все больше средств из Государственного бюджета. Сейчас общая сумма только государственного внешнего долга после выделенного транша МВФ уже составляет почти 87,5 млрд долларов, а общий долг страны (сюда добавляются заимствования коммерческих банков и других негосударственных корпораций) – 153 миллиардов долларов. В другом цифровом значении – внешний долг Украины составит 191% ВВП страны.

С такой долговой нагрузкой проводить реформы крайне трудно. Ведь нужны «живые» деньги и для стабилизации финансовой ситуации, и для инвестиций в экономику. Именно поэтому в МВФ, выделяя очередные кредитные средства, настойчиво посоветовали правительству срочно заняться реструктуризацией внешних долгов. Иначе очередных денег Украина не сможет получить: бессмысленно еще больше нагружать кредитными обязательствами и так почти обанкротившееся государство.

Процессом реструктуризации долгов занялась министр финансов Наталья Яресько. Именно ее усилиями были достигнуты окончательные договоренности с МВФ о следующем транше кредита и именно на ней сейчас сконцентрирован основной груз переговоров по списанию части внешних долгов Украины. «Если Украина не завершит успешно переговоры до конца мая, к пересмотру программы МВФ на 17,5 млрд долларов, страна может оказаться вне программы МВФ», – рассказала министр финансов влиятельному западном деловому изданию Bloomberg. В случае достижения договоренностей о реструктуризации, в МВФ обещают выделить Украине второй транш уже в конце мая.

Существует несколько способов реструктуризировать долговые обязательства: речь идет об отсрочке срока выплат задолженностей по основной сумме кредита и по процентам, уменьшение процентной ставки выплат по кредиту и, наконец, списание части кредита. Все эти действия предполагают тяжелые и длительные переговоры с основными кредиторами, а также предусматривают частичный выкуп своих долгов реальными деньгами. Последних в Украине не хватит даже на погашение хотя бы части уже реструктурированных долгов. Таким образом, речь идет не только о договоренности с кредиторами, но и о привлечении новых средств от новых поручителей.

Точная сумма средств по кредитам, которую нужно реструктуризировать, пока точно не известна, но по подсчетам экспертов она составляет от 15 до 22 млрд долларов. В основном речь идет о так называемых евробондах, а это около 18 млрд долларов, из которых 3 млрд – это долговые расписки, которые выкупила Россия в декабре 2013 года и срок погашения которых истекает уже в декабре этого года. Госпожа Яресько уже заявила о том, что так называемой «мягкой реструктуризации», то есть простой пролонгации выплаты по кредитным обязательствам, для украинской стороны будет не достаточно. «Есть три переменные в этом уравнении: снижение купона, списание части основной суммы долга, а также пролонгация обязательств. Что мы получим в результате, зависит от консультаций с кредиторами. Это во многом зависит от того, какое количество кредиторов примет участие в переговорах, на каком уровне они будут происходить, поскольку есть суверенный долг, квазисуверенный долг и долг госкомпаний, гарантированный государством», – перечислила госпожа Яресько те условия, на которых будет настаивать украинское правительство.

В правительстве надеются, что процессу реструктуризации будут способствовать договоренности с МВФ. В принципе, сами кредиторы заинтересованы в процессе отсрочки платежей Украины, ведь в таком случае смогут получить больше по обязательствам. Еще один фактор, который будет способствовать сильной переговорной позиции украинского правительства – это война на Донбассе. Ведь это действительно форс-мажорное обстоятельство, которое кредиторам следует учитывать. «Мы, по большому счету, один на один противостоим агрессору. Режим прекращения огня – очень шаткий, но мы надеемся, что наши кредиторы поймут это», – рассказала о ходе переговоров по реструктуризации долга министр финансов в недавнем интервью Financial Times.

Единственная страна, которая может не согласиться на реструктуризацию украинского долга или выдвинуть дополнительные условия – это Россия. Однако эксперты советуют правительственным чиновникам занять более жесткую позицию по этому вопросу и даже говорить о прекращении выплат по данным обязательствам. «Отношения с РФ нужно рассматривать не как реструктуризацию, а как представление встречного иска к России с тем, что они нанесли Украине потерь на сумму большую, чем та сумма, которую мы должны возвращать. Соответственно, закладывая в иск аннексию Крыма, которую РФ тоже признала, можно было бы по крайней мере остановить выплаты до конца года», – объясняет экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. В этом же направлении советует действовать нынешнему Кабмину и председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак. «Если Россия не прекратит агрессию, до полного прекращения военных действий и вывода российских войск никаких разговоров о долговых отношения с РФ Украина не должна вести», – считает эксперт.

Основной риск заключается в том, что Россия может не только не пойти на договоренности по реструктуризации долга Украины, но и значительно усложнить этот процесс для других кредиторов. Уникальность ситуации как раз и заключается в том, признают ли другие кредиторы не только финансовую, но и политическую составляющую процесса реструктуризации украинских долгов. Ведь в ситуации с Россией речь идет не только об экономических рычагах влияния на заемщика, но и о других факторах – в частности, о политической субъектности государства Украина.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

***
Редакция «Слово и Дело» может не разделять точку зрения автора. Редакция не отвечает за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль ее носителя.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: