100 дней ВР: ТОП-5 угроз и возможностей деятельности парламентской коалиции

Читати українською

Само понятие «коалиция» в реалиях новейшей истории украинского парламентаризма появилось после внедрения так называемой политреформы 2004 года. Фактически, коалиция парламентских фракций – это объединение народных депутатов в целях достижения численного превосходства над меньшей количественной частью народных избранников (которая автоматически становится оппозицией) для результативных голосований. Такое объединение не исключает обсуждений и дискуссий внутри самой коалиции, однако является гарантией определенного консенсуса относительно политического курса, который выбрали большинство граждан на выборах в парламент.

Парламентская коалиция «Европейская Украина» является уже 7-м по счету парламентским большинством и первой в каденции Верховной Рады 8-го созыва. После досрочных парламентских выборов осенью 2014 года, переговоры между участниками будущей коалиции продолжались почти месяц – 27 ноября 2014 новоизбранный спикер парламента Владимир Гройсман объявил о создании нового большинства. Длительные переговоры были вызваны фактором поиска компромисса сразу между 5-ю фракциями политических партий – «Блоком Петра Порошенко», «Народным фронтом», «Объединением Самопомощь», «Радикальной партией Олега Ляшко», «Всеукраинским объединением «Батькивщина». Количественно коалиция «Европейская Украина» является едва ли не крупнейшей в истории существования украинских парламентов – всего 303 депутата. Этого количества депутатов достаточно, чтобы вносить изменения в Конституцию Украины.

Нынешняя парламентская коалиция столкнулась со значительными вызовами в этот непростой исторический период для Украины: постреволюционная ситуация, экономический кризис, потеря территориальной целостности, война с террористами и Россией на Донбассе, необходимость проведения реформ, сопротивление предыдущей системы и коррупция во всех сферах жизни – вот только общий перечень проблем, которые предстоит решить нынешнему парламентскому большинству.

Несмотря на это, коалиция – это все-таки больше политическое образование внутри парламента, а потому ее участники склонны ко всем соблазнам, связанных с политическим процессом. Наиболее нестабильной коалиция становится в преддверии выборов, когда каждый ее участник меньше всего склонен к компромиссам, выбирая вместо этого путь громких пиар-мероприятий, обещаний и проявлений заботы о своих избирателях.

Первым существенным испытанием для нынешних участников коалиции стало принятие Государственного бюджета на 2015 год. В конце концов, Бюджет был принят с определенными нарушениями регламента в 4 утра 29 декабря, а больше всего критических замечаний высказали меньшие по своему количеству депутатские фракции в коалиции – «Самопомощь» (31 нардеп), «Радикальная партия Олега Ляшко» (21 нардеп), «Батькивщина» (19 нардепов). Народные депутаты последней вообще не дали ни одного голоса за проект Бюджета-2015. Следующим серьезным камнем преткновения для коалиции стал вопрос отставки главы НБУ Валерии Гонтаревой в феврале 2015-го. В частности, ультимативное условие выдвинул лидер фракции «Радикальной партии»  Олег Ляшко. В частности, он заявил, что его фракция выйдет из коалиции, если в повестке дня не появится вопрос отставки госпожи Гонтаревой.

Следует также отметить: нынешняя коалиция, несмотря на все проблемы, имеет высокие шансы сохранить единство минимум на ближайший год – именно на такой срок парламентом было принято решение о программе действий правительства, которое возглавил Арсений Яценюк.

Предлагаем вниманию читателей топ-5 угроз и топ-5 возможностей для нынешней коалиции «Европейская Украина».

Топ-5 угроз для распада коалиции:

1. Отсутствие единой идеологической платформы. Действительно, все политические силы, которые входят в состав коалиции имеют очень разные политические взгляды. Отдельно надо выделить тот факт, что фактически 3 политические партии, которые составляют количественное большинство депутатов коалиции, были созданы за несколько месяцев до проведения внеочередных парламентских выборов и не имеют никакой идеологической платформы или партийной традиции. Фактически всех участников нынешней коалиции объединяет 2 общие идеи: это участие в Революции Достоинства на стороне протестующих и европейский вектор развития. Именно отсутствие общей экономической и социальной платформы видения дальнейшего развития Украины является одной из угроз распада коалиции.

2. Конкуренция за должности в исполнительной власти. Разделение сфер влияния. В каждой депутатской фракции есть скрытые (или не очень) группы влияния. Как правило, их объединяет принадлежность к определенным региональным элитам или представителям крупного капитала. Конечно же, влияние на формирование исполнительной власти будет распространяться и на участников коалиции, ведь многие из нардепов и не скрывает своих лоббистских задач. Именно на этом поприще могут возникать различные конфликтные ситуации между участниками коалиции, а это не будет способствовать единству.

3. Отставка правительства. Это фундаментальный конфликт между всеми политическими игроками внутри коалиции. Тем не менее, любые разговоры об отставке или переформатирование правительства будут подрывать единство депутатского большинства.

4. Местные выборы. Приближение любых выборов несет в себе угрозы растущей политической конкуренции. Поскольку все ключевые политические игроки сейчас являются непосредственными участниками коалиции, приближение выборов полностью отразится на отношениях внутри партнеров по парламентскому большинству.

5. Изменения в Конституцию. Вопросы по изменениям в Основной закон будут наиболее дискуссионными в парламенте. Каждая из депутатских фракций будет считать своим долгом внести собственные наработки и видение изменений в Конституцию. Итак, достичь консенсуса, даже после многомесячных дискуссий, будет крайне трудно.

Топ-5 возможностей для сохранения коалиционного формата в нынешнем виде:

1. Усиление военной агрессии со стороны России и террористов. Угроза суверенитету – была и остается самым объединяющим фактором для всей проукраинской политической элиты во все времена. Именно непрогнозируемость действий агрессора и потребность в едином консолидированном ответе на такие действия будет ключевым объединяющим фактором для коалиции в ближайшее время.

2. Давление иностранных кредиторов. Украина находится на грани дефолта и в системном экономическом кризисе. Потребность в иностранных заимствованиях нуждалась в государственных гарантиях от правительства. А деятельность правительства, в частности, опирается на политический и экономический векторы деятельности коалиции в парламенте. Именно обязательства перед иностранными кредиторами будут в той или иной степени помогать коалициантам держать единство внутри команды.

3. Экономический кризис и социальная напряженность. Страх перед акциями протестов, и необходимость проведения реформ – еще один фактор, который поможет коалиции не распасться ранее выполнения поставленных задач. В противном случае, ее участники теряют еще один ресурс – электоральный. Не следует забывать, что народные депутаты думают не только о лучшей судьбе для страны, а о следующих выборах. Чем меньше электоральной поддержки избирателей – тем больше кандидату придется вложить времени, финансовых и других ресурсов для восстановления своих позиций.

4. Слабость оппозиции. Фактически, единственной политической силой, которая признала себя оппозицией к действующей власти – это «Оппозиционный блок». Эта политическая партия сейчас представлена в парламенте фракцией в 40 народных депутатов и фактически является обломками когда-то монолитной и мощной Партии регионов. Существенного влияния в парламенте пока что эта фракция не имеет, а главное – не пользуется значительной поддержкой в обществе, потеряв основной свой электоральный ресурс в Крыму и на Донбассе. Фактически, нынешняя коалиция находится в тепличных условиях – оппозиция практически не имеет существенных рычагов влияния на принятие решений и формирование повестки дня парламента.

5. Влияние гражданского общества. Все рейтинги, которые конвертировались в голоса избирателей на внеочередных выборах в ВР осенью 2014 года, были следствием в той или иной степени успешной политической деятельности нынешних участников коалиции во время Революции Достоинства. Именно граждане предоставили значительный кредит доверия 3-м из 5-ти партий, которые сейчас являются членами коалиции – «Блоку Петра Порошенко», «Народному фронту» и «Самопомощи». Поэтому в той или иной степени эти политические игроки вынуждены будут считаться с настроениями общества, что будет стимулировать их действовать в едином согласованном русле.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

***
Редакция «Слово и Дело» может не разделять точку зрения автора. Редакция не отвечает за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль ее носителя.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: