Верховная Рада на пути к переменам: раунд первый

Читати українською

Длительные коалиционные переговоры между всеми потенциальными участниками нового большинства в Верховной Раде пока не дают ответов на один из ключевых вопросов: какими будут первые законопроекты, принятые новым парламентом.

Пока что будущие партнеры по коалиции только декларируют намерения провести ряд необходимых реформ, время для которых уже давно настало. Однако сейчас это только стратегические направления, которые описаны партиями-победителями парламентских выборов в их избирательных программах. Теперь настало время тактических пошаговых действий: реформа - это комплекс законодательных инициатив и законопроектов, которые должны быть уже разработаны и предложены на рассмотрение обществу как определенная схема, по которой будут осуществляться изменения в стране.

Конечно, первые дни существования Верховной Рады 8-го созыва народные депутаты будут больше заняты организационными вопросами - это и присяга, и распределение должностей в комитетах, и избрание председателя ВР и его заместителей, формирование фракций и, наконец, формирование коалиционного большинства. Следует лишь напомнить народным избранникам, что нынешняя Верховная Рада должна начать свою работу как можно быстрее, а ее действия должны стать образцом эффективности.Поэтому, вопрос качества и целесообразности принятия первых законопроектов новым депутатским составом станет ключевым индикатором для понимания состояния дел в государстве. Готовы ли нардепы к проведению эффективных реформ, на что нужно обратить внимание в первую очередь, каких решений от них ждут в обществе?

Попробуем определить несколько безусловно важных и, по мнению экспертов «Слова и дела», определяющих законодательных инициатив, которые крайне необходимы стране в нынешних обстоятельствах. В данном случае - не важна сама последовательность, определяющим является именно дискуссия по разработке и принятия данных законов в первые месяцы работы нового парламента:

1. Законопроект о статусе судей. Этот документ должен стать первым шагом в осуществлени судебной реформы. Во-первых, нужно ограничить некоторые льготы судейской ветви власти, таких как высокие пенсии, дополнительные выплаты. Во-вторых, провести переаттестацию судейского корпуса. В-третьих, наконец начать реформу судебной ветви власти, введя выборность местных судей, которые должны выбирать общины - так называемых «мировых судей». Необходимо также предоставить частичный контроль за действиями судейского корпуса Национальному антикоррупционному бюро.

2. Разработать законопроект о статусе оккупированных земель с четким механизмом регулирования экономических и общественно-политических отношений с захваченными территориями, а также на законодательном уровне определить роль и обязанности государства в работе с беженцами.

3. Принятие законопроекта о Национальном антикоррупционном бюро. Важно не просто определить статус и процедуру формирования этого органа, но и границу его полномочий. Приоритетным направлением работы НАБ должно стать разоблачение коррупционной составляющей в секторе государственных закупок с тщательными расследованиями и подготовкой документов для судов.

4. Отдельным законопроектом определить оборонную стратегию Украины на ближайшие 5лет. Поэтапно расписать, как модернизируем армию, какие права у контрактников/срочников, количество вооруженных сил в условиях возможных боевых действий, финансирования армии, статус волонтеров и т.д.

5. Ряд законопроектов по сокращению государственных расходов. По мнению ведущих экономистов мира, чтобы не допустить развала экономики и прибегнуть к медленным, но неотвратимым реформам, народные депутаты должны принять на себя смелость значительно сократить все государственные расходы на следующий год, и четко прописать это в новом Государственном бюджете на 2015 год.

6. Принятие избирательного кодекса. Дискуссии по этому вопросу продолжаются уже несколько лет, сам процесс кодификации избирательного законодательства начался еще во времена каденции ВР 7-го созыва. Во времена президентства Виктора Януковича этот документ якобы активно разрабатывали в Минюсте, однако, по свидетельствам экспертов, этот процесс пока зашел в тупик. В пакет этих законопроектов может войти и принятие изменений по выборам народных депутатов (на пропорциональной основе по открытым спискам), и выборы в местные органы власти (в том числе и выборы глав городов в 2 тура).

7. Проекты законов о внесении изменений в Налоговый кодекс. Речь идет об упрощении процедуры оформления малого и среднего предпринимательства путем введения заявочной системы. Кроме того, необходимо снизить налоговое бремя для малого бизнеса - сократить количество налогов и определить четкую градацию процентной ставки для каждого вида бизнеса.

8 .Первые шаги по реорганизации в энергетическом секторе. Речь идет о непосредственном устранения всех коррупционных и неэффективных механизмов хозяйствования в НАК «Нафтогазе». Даже всемирно известные финансисты советуют украинцам начать изменения в государственном энергетическом секторе именно с этой реформы. «Нафтогаз» является черной дырой в бюджете и основным источником коррупции. Реорганизация всей системы «Нафтогаза», приведения стоимости газа в соответствие с затратами на производство, и замены скрытых субсидий прямыми субсидиями для малообеспеченных потребителей, может значительно повысить эффективность использования энергии и полностью ликвидировать энергетическую зависимость Украины от России», - отметил в интервью одному из украинских изданий американский миллиардер Джордж Сорос.

Эти шаги не являются панацеей в борьбе за реформирование украинского общества. Ведь для их беспрепятственного внедрения также эффективно должна сработать и исполнительная власть. Сейчас, после досрочных президентских и парламентских выборов, и Президенту Петру Порошенко, и всем новоизбранным народным депутатам будет трудно объяснить обществу провал той или иной реформы. Ведь украинцы готовы к переменам, а руководству государства, несмотря на все трудности военного положения и находясь в условиях экономического упадка, ничего не мешает начать фундаментальные изменения в государстве.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: