Что сделают с украинским бизнесом счета-НДС

Читати українською

Арсений Яценюк оказался очень умелым интриганом: вначале разыграл истерику со своей отставкой, а потом путем шантажа и бардака заставил депутатов проголосовать за введение счетов-НДС без реального обсуждения и анализа последствий.

Если бы изменения в Налоговый кодекс вводили в соответствии с действующим законодательством и соблюдением всех юридических требований, то, скорее всего, депутаты не согласились бы на введение данных счетов, так как это радикально меняет действующую систему ведения бизнеса в Украине.

Фактически, с появлением счетов-НДС налог, который называется «налогом на добавленную стоимость», превращается в налог с продаж. Теперь бизнесмены будут с каждой продажи платить дополнительный налог в размере 20%, что соответственно приведет к гиперинфляции и разорению бизнеса. В конечном итоге экономика Украины переживет еще один шок, а на плаву останутся только государственные компании и крупные монополии, подконтрольные олигархам – большая часть малого и среднего бизнеса просто исчезнет. В результате экономика Украины станет, по сути, государственным капитализмом, схожей с моделью экономики Беларуси, где нельзя заниматься нормально частным предпринимательством.

Главная "изюминка", связанная с появлением счетов-НДС, заключается в том, что одновременно уменьшается сумма хозяйственного оборота, при котором можно не быть плательщиком НДС. Теперь все бизнес-структуры, которые имеют годовой оборот больше 100 тыс. грн обязаны будут регистрироваться плательщиком НДС и открывать счет-НДС.

Каждый плательщик теперь будет обязан открыть счет-НДС, который называется «счет в системе администрирования налогов», который, по сути, является счетом в ценных бумагах и обслуживается Расчетной палатой НБУ, ведущей учет ценных бумаг. Но изменения в Налоговом кодексе меняют суть депозитарного учета, и под видом автоматизации администрирования налогов фактически вводят дополнительный счет, где будет вестись учет всех движений НДС.

Суть работы счетов-НДС очень проста. Плательщик НДС при проведении различных хозяйственных операций регистрирует налоговые накладные в Едином реестре налоговых накладных. Если раньше там регистрировали только накладные, где сумма НДС была больше 10 тыс. грн, то теперь нужно будет регистрировать все накладные, даже если сумма – 1 грн. При этом соблюдается правило первого события. Обязательство по НДС возникает либо в момент поставки товара (работ, услуг), либо в момент получения денег в виде аванса.

При продаже товаров (работ, услуг) компания получает от контрагента денежные средства с учетом НДС. При этом в Едином реестре налоговых накладных регистрируется движение НДС. При покупке товаров компания перечисляет контрагенту денежные средства и регистрирует накладную в Едином реестре налоговых накладных.

По результатам отчетного периода рассчитывается сумма НДС, которая подлежит уплате в бюджет. При этом фискальный орган сам выставляет платежное требование по уплате НДС и предоставляет его банку, где открыт счет-НДС компании, в специальный реестр по уплате налога. Плательщик НДС обязан обеспечить наличие на счете-НДС достаточной суммы денег, необходимой для уплаты налога. Для этой цели он со своего расчетного счета перечисляет на счет-НДС необходимую сумму.

В случае если плательщику НДС необходимо возместить данный налог, то фискальная служба засчитывает сумму возмещения в последующие платежи или компенсирует денежными средствами, перечисляя деньги на счет-НДС.

Разработчики изменений в Налоговый кодекс обещают 100% возмещение НДС, но это уже не имеет значения, так как сама суть его возмещения не влияет на ведение бизнеса. Деньги, которые плательщик НДС получает на счет-НДС, нельзя использовать по-другому, кроме как опять платить НДС в бюджет. Фактически, данный налог превращается в таковой, который реально не возмещается. Ибо компания, получив возмещение НДС, не может его использовать для ведения хозяйственной деятельности.

В чем главная опасность счетов-НДС? Фактически, они изымают из хозяйственного оборота очень большую сумму денег. По предварительным оценкам, можно говорить о сумме в 100 млрд грн, которые реально не задействованы в хозяйственной деятельности, а только служат основой для выплаты НДС. Как результат, ряд компаний, прежде всего мелких и средних, разорятся, так как у них, в отличие от крупных компаний, нет возможности заполучить денежные средства в виде кредитов для финансирования своих оборотных средств. Что же касается крупного бизнеса, то это нововведение тоже отрицательно повлияет на его деятельность, но его владельцы всегда могут договориться с властями и получить другие преференции в виде госзаказов и налоговых послаблений, которые компенсируют им потери денег на счетах-НДС. Что же касается мелкого и среднего бизнеса, то он фактически вынужден будет за счет своего дохода и будущих доходов финансировать потери денег на счетах-НДС.

Частично данную ситуацию спасет «теневая экономика», так как опыт других стран показал, что самое эффективное средство для защиты бизнеса от счетов-НДС – это переход на серые схемы и бартер, когда даже большие сделки будут финансироваться за счет наличных расчетов.

В правительстве Арсения Яценюка понимают провальность своей идеи, поэтому в расчете секвестра госбюджета на 2014 год запланировали потерю поступления НДС на 8 млрд грн до конца года. Это в основном произойдет за счет разорения бизнеса и перехода большей его части в «теневую экономику». Бизнесу нужно будет подготовиться к «идее Яценюка».

Сама по себе идея счетов-НДС, похоже, призвана спровоцировать социальное недовольство в преддверии выборов в ВР и тем самым создать благоприятные условия для предвыборного пиара и обещаний ликвидировать эти счета в случае победы на выборах. Данные экономические реформы, по сути, не являются реформами, а призваны, прежде всего, уничтожить существующую экономическую модель, чтобы дать возможность олигархам установить полный контроль над экономикой Украины.

Напомним, что ранее «Слово и Дело» сообщало об обещании главы Государственной фискальной службы Украины Игоря Белоуса увеличить процент автоматического возмещения НДС с 50 до 70-90%.

Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра, специально для «СиД»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: