Как Тарута будет бороться с нелегальными шахтами

Читати українською

Губернатор Донетчины Сергей Тарута решил объявить войну нелегальным шахтам. Однако эксперты считают, что даже легализованные копанки наносят непоправимый вред экологии региона и угольной отрасли страны в целом.

Легализация копанок. «Все, кто желает, получит право на законную работу. А копанки, которые не пройдут легализацию, будут закрыты», - заявил 25 марта председатель Донецкой облгосадминистрации. По его убеждению, все, кто захочет узаконить свою деятельность, будет союзником властей, а они, в свою очередь, всячески будут способствовать развитию легальной добычи угля. Однако надежды губернатора развеивает председатель Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец. «Если мы не добьемся введения ограничений на ввоз российского угля в Украину и закрытия копанок, на экономике и энергетической безопасности страны можно ставить крест», - считает Волынец. «Если теневая добыча не прекратится, будут уничтожены государственные шахты», - заверил он.

Как бы там ни было, но риторика власти не нова. Украинские руководители давно пытаются бороться с нелегальными шахтами, однако окончательно решить проблему с копанками пока не удалось. Проблемой нелегальных шахт занимался и экс-президент Виктор Янукович. По экспертным оценкам, при президентстве Януковича показатели нелегального угольного бизнеса выросли на 20% и достигли 6-7 млн. тонн в год.

В феврале прошлого года во время телемарафона «Диалог со страной» тогдашний глава государства пообещал «поставить на законную основу» самовольную добычу. Кампания по легализации незаконных шахт продолжалась. Как заявлял Янукович, быстро эту проблему решить невозможно: «Закрываем (копанки - ред.), регистрируем, не даем открывать новые, максимально стараемся трудоустроить... Но, к сожалению, очень быстро из этой проблемы не выйдем».

Однако в Министерстве энергетики и угольной промышленности рассказали, что главная ответственность за работу нелегальных копанок лежит на местных органах власти. А Министерство в этом вопросе только оказывает помощь в меру своих возможностей, непосредственный же надзор за «серой» добычей угля осуществляет областная милиция и прокуратура. «Уже около 400 копанок легализованы, остальная работа подпольного бизнеса ведется под «крышеванием» работников прокуратуры, органов внутренних дел и местных властей», - убеждает «Слово и Дело» Волынец.

Вместе с тем Сергей Тарута обещает освободить область от стихийных шахт всего за два месяца. По словам губернатора, у него даже есть карта местонахождения всех копанок. И еженедельно он планирует за свой счет облетать на вертолете территорию, «пораженную» незаконной добычей.

Кроме того, Тарута собирается просить парламент усилить ответственность лиц, участвующих в незаконной разработке недр. В апреле прошлого года Кабмин вносил в Верховную Раду подобный законопроект, предусматривающий усиление уголовной ответственности за незаконную добычу. В ноябре законопроект приняли за основу, и в настоящее время он все еще дорабатывается и ждет второго чтения.

Однако Михаил Волынец считает, что украинское законодательство в этом вопросе совершенно, и проблема не в нем, а в том, что вместо настоящей борьбы с копанками «проводилась ее имитация».

Экология и социальная защита. Одной из главных причин для закрытия копанок чиновники и эксперты называют экологический кризис, к которому они приводят. «Вред для экологии от нелегальной добычи в копанках будет непоправимым», - убежден Волынец. По его словам, нарушаются грунтовые воды и питьевой слой воды. При создании копанок поджигаются, уничтожаются леса, а почва настолько высыхает, что впоследствии там уже ничего не растет.

Закрытие копанок влечет за собой еще одну социальную проблему - безработицу. Как отметил экс-губернатор Донецкой области, а ныне народный депутат - регионал Анатолий Близнюк, копанки - это часто единственный способ для людей заработать какую-то копейку, поскольку другой работы в регионе нет.

Волынец, в свою очередь, не согласен с нардепом. «Вместо того, чтобы создавать рабочие места для людей, они (местные власти - ред.) прикрывали криминальный бизнес», - уверяет председатель Независимого профсоюза горняков. По его словам, владельцы копанок не платят налоги, а местные бюджеты не наполняются, и, как следствие, приходят в упадок школы, больницы, библиотеки, амбулатории, коммунальное хозяйство.

Рынок угля. Но как уверяет Тарута, лично он занимается закрытием подпольных копанок не только из-за высокой смертности шахтеров-нелегалов и экологических проблем от добычи, но и из-за проблем на рынке угля, которые создает теневая добыча. Губернатор отмечает, что добыча в копанках создает избыток на рынке угля.

Государственные и частные шахты оказались в критической ситуации после появления избытка угольной продукции и, как следствие, снижения цен на нее. Одной из причин излишней добычи угля является активизация работы нелегальных шахт: профицит на рынке составляет около 5,5 млн. тонн, при том, что копанки добывают еще около 6-7 млн. тонн в год. Председатель Донецкого облсовета Андрей Шишацкий тоже согласен, что ситуация с реализацией угля на Донбассе критическая. По его словам, угольные склады увеличились на 163 тыс. тонн, а шахта «Южно-Донбасская» вообще приостановила работу.

Прежние власти постоянно обещали горнякам найти для их продукции новые рынки сбыта. Так, в прошлом году Янукович заявлял, что по итогам 2013 года объем добычи угля в Украине увеличится на 2 млн. тонн. Однако, по данным Минэнергоугля, в 2013 году добыча угля не увеличилась, а, наоборот, уменьшилась на 2,2 млн. тонн. Кроме того, Янукович уверял, что построит в Украине четыре завода по газификации угля. А экс-министр энергетики Эдуард Ставицкий планировал, что эти заводы обеспечат стабильный рынок сбыта украинского угля, и страна будет экономить до 4 млрд. кубометров газа. Еще одним источником сбыта для горняков являются электростанции. Нардеп от Партии регионов Виктор Туманов обещал, что все тепловые электростанции Украины в ближайшее время переведут на уголь.

«Сами видите, насколько лживой и непрофессиональной была политика прошлых властей», - не сдерживая эмоций говорит Волынец. «Уничтожили институты, проектирующие шахты. Говорили, что будут построены заводы по газификации угля - ничего не построено. Даже площадку не выделили, хотя Народный банк Китая выделяет под строительство этих заводов 3,5 млрд. долларов», - уверяет председатель Независимого профсоюза горняков. И вспоминает, что примерно лет десять назад Янукович обещал, что в каждой из шести угольных областей Украины будут закладывать, строить и пускать в эксплуатацию по одной шахте ежегодно. В результате ни одна шахта не спроектирована, не говоря уже о начале строительства. Переводом электростанций на уголь тоже никто не занимался. «Ничего он (Янукович - ред.) как выходец из Донбасса не сделал для угольной отрасли», - сокрушенно резюмирует Волынец.

Илона Македон, «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: