5 сентября исполнился год со дня начала работы Высшего антикоррупционного суда. За это время ВАКС успел вынести 16 приговоров по делам Национального антикоррупционного бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуры. Правда, большинство этих дел были простыми и не многоэпизодными, но это уже результат.
Например, до создания ВАКС дела НАБУ и САП рассматривались местными судами и за почти четыре года они вынесли только 33 приговора. Из этих приговоров подавляющее большинство вынесено на основании сделок со следствием – между обвиняемыми и прокурорами САП. А что же антикорсуд? За год судьи ВАКСа вынесли 16 приговоров: 15 обвинительных и 1 оправдательный. 6 приговоров с реальным наказанием в виде лишения свободы. Однако они еще не вступили в силу и оспариваются в апелляционной палате ВАКС.
Отметим, что апелляция ВАКС тоже успела рассмотреть две жалобы на приговоры: 11 февраля оправдали бывшего главу Захаровской райгосадминистрации в Одесской области Дмитрия Франчука за выдачу себе надбавки и оставили действующим обвинительный приговор сотрудникам отдела защиты национальной государственности управления Службы безопасности Украины в Одесской области за покушение на мошенничество. Последним апелляция оставила наказанием 5 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
16 приговоров, а кто обвиняемые
Вернемся к первой инстанции ВАКС. 7 приговоров антикорсуд вынес за получение неправомерной выгоды, предоставление неправомерной выгоды или получения взятки за злоупотребление влиянием. Первым, кого осудили за получение неправомерной выгоды, стал судья Малиновского районного суда города Одессы Анатолий Целух. Ему назначили наказание в виде лишения свободы сроком до 7 лет с конфискацией имущества. Также судье запретили в течение 3 лет занимать определенные должности. Сейчас Целух оспаривает это решение.
За злоупотребление влиянием ВАКС вынес уже 5 приговоров: экс-следователя прокуратуры Киевской области Александра Павленко лишили свободы на 4 года, а адвоката Алексея Боженко – на 3 года (приговор обжалуется); депутата Киевского облсовета Александра Мефодия – лишили свободы на 5 лет с конфискацией автомобиля (приговор обжалуется); экс-директора государственного предприятия «Ржищивский военный лесхоз» Александра Левковского лишили свободы на 4 года, а его пособника Юрия Марысика – на 3 года (их также признали виновными в получении неправомерной выгоды, приговор пока не вступил в силу); адвоката Ярослава Мороченця – оштрафовали на 25 500 грн за пособничество в злоупотреблении влиянием ровненскому судье на основании соглашения со следствием и оштрафовали на такую же сумму адвоката Сергея Чернобая (последние два приговора вступили в силу).
5 приговоров ВАКС вынес за недостоверное декларирование, проще говоря, ложь в декларации чиновников. В частности, самый первый приговор суда как раз касался этой статьи Уголовного кодекса Украины – экс-судью апелляционного суда Днепропетровской области Надежду Посунся признали виновной и оштрафовали на 51 000 грн за неподачу электронных деклараций за 2015-2018 годы; ее коллегу Зою Пономарь за такое же обвинение оштрафовали на 51 тыс. грн, а еще одного их коллегу – Александра Баранника – за такое же обвинение оправдали (САП оспаривает приговор), бывшего народного депутата Геннадия Бобова тоже оштрафовали на 51 тыс. грн и такой же штраф выписали экс-директору Львовского бронетанкового завода Роману Тымкиву.
Еще два приговора вынесены за злоупотребление служебным положением. Три года условно назначили экс-нардепу от фракции «Блока Петра Порошенко» Александру Черненко за получение компенсации на аренду жилья в Киеве на основании соглашения с прокурором, а на 5 лет лишили свободы бывшего генерального директора Херсонской ТЭЦ Богдана Педченко. Он пока оспаривает свой приговор.
Еще один приговор вынесли за растрату имущества бывшему директору дочернего предприятия «Центргаз» ОАО «Кировоградгаз» Константину Старовойту. Его лишили свободы сроком на 8 лет и конфисковали автомобиль. Правда, пока неизвестно, обжаловал ли он свой приговор, так как 6 сентября прошел месяц со дня его вынесения, а по данным Судебной власти, апелляционную жалобу на это решение пока не подавали. По одному приговору ВАКС вынес по статьям предоставление неправомерной выгоды и легализация средств. Оба решения приняты на основании заключенного соглашения между обвиняемым и прокурором. За предоставление взятки председателю Фонда государственного имущества Дмитрию Сенниченко признали виновным Сергея Щербака. Ему назначили наказание в виде лишения свободы на 5 лет с испытательным сроком в 3 года. За легализацию средств по делу «Укркосмоса» условно лишили свободы Анатолия Панченко. Основное дело находится на рассмотрении судей ВАКС. Сейчас в нем исследовали 57 из 110 томов письменных доказательств.
Взысканные залоги с известных фигурантов и «странные» решения
За этот год ВАКС удалось установить и некоторую справедливость в отношении фигурантов, которые безнаказанно нарушали процессуальные обязанности, возложенные на них судом после внесения залогов. Так, суд взыскал 35 млн грн залога из 70 млн грн внесенных за одесского бизнесмена Вадима Альперина. Правда, удалось это сделать апелляционной палате ВАКС – следственный судья Сергей Мойсак не увидел оснований для взыскания даже такой суммы. Следствию удалось установить, что Альперин якобы скрыл свой израильский паспорт, который позволял ему выезд за границу, хотя решением суда его обязали сдать все документы, которые позволяют путешествия за пределы Украины. Сам бизнесмен оправдывался, что якобы потерял паспорт и поэтому не мог его сдать, хотя справка о потере была получена уже после подачи ходатайства о взыскании залога.
Тот же судья Мойсак в очередной раз «отличился» в деле Альперина. После взыскания залога он не продлил действие обязанностей бизнесмена, потому что якобы апелляционная палата ВАКС отменила их действие после обращения залога и увеличение его размера. Позже апелляция ВАКС в разъяснении своего решения прокурора написала, что предметом рассмотрения было лишь обращение залога в доход государства и увеличения залога – вопрос обязанностей вообще не стоял. Однако после повторного обращения прокурора САП с ходатайством о возложении обязанностей на Альперина тот его удовлетворил.
Взыскали часть залога и с бывшего народного депутата Максима Микитася за нарушение обязанности, но другой. Несмотря на возложение обязанности воздерживаться от общения со свидетелями и другими подозреваемыми по делу, экс-нардеп пошел на встречу и с другими подозреваемыми, и со свидетелями. Сначала следственный судья ВАКС вообще взыскал все 80 млн грн внесенного залога за Микитася. Но апелляционная палата уменьшила размер взыскания в 30 млн грн и увеличила общую сумму залога до 100 млн грн. По мнению коллегии судей апелляции ВАКС, экс-нардеп нарушил только одну обязанность и поэтому достаточно взыскать часть залога. Хотя, как считают в САП, в кодексе не прописано частичное взыскание залога за нарушение процессуальных обязанностей – суд должен взыскать или весь залог, или отказать прокурору. Также в прокуратуре отметили, что фраза «в случае нарушения обязанностей» не означает, что для взыскания всего залога необходимо нарушить все обязанности или хотя бы две.
Отметим, что в этом деле также «засветился» судья Мойсак. Именно он определял меру пресечения Микитася с самого начала. Тогда он, несмотря на 81,5 млн грн убытков по делу и значительное имущество экс-нардепа, отпустил Микитася под 5,5 млн грн залога. Правда, САП обжаловала решение в апелляции ВАКС, которая вообще арестовала политика.
Сейчас Микитась до сих пор находится под стражей, поскольку он не внес 100 млн грн. По этому же делу ВАКС взыскал еще 500 тыс. грн залога с Сергея Якусевича. Суд ему увеличил залог до 3 млн грн. В общем следствие по этому делу завершено, и сейчас сторона защиты изучает материалы расследования детективов НАБУ.
Закрытие ряда дел по декларациям
Есть и другие решения судей ВАКС, на которые у общества была очень негативная реакция. Речь идет о закрытии ряда дел о недостоверном декларировании относительно лиц в связи с истечением сроков давности. И, хотя эти решения законны, поскольку ложь в декларации является преступлением небольшой тяжести и срок на привлечение к ответственности составляет лишь 3 года со дня совершения правонарушения, обществу не очень они понравились.
В частности, по срокам давности Антикорсуд закрыл дела о лжи в декларациях экс-министра инфраструктуры Владимира Омеляна, бывшей главы Госаудитслужбы Лидии Гавриловой (да, той самой с золотыми слитками), экс-руководительницы Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции Натальи Корчак, судьи Высшего административного суда Олега Голяшкина и других. Более подробно это изложено здесь.
Активистам тоже не понравился этот подход. В частности, по их мнению, суд должен был сделать приоритет на этих делах, руководствуясь статьей 2 Уголовного процессуального кодекса, где указаны задачи уголовного производства. В ней подчеркивается, что каждый, кто совершил уголовное преступление, должен быть привлечен к ответственности в меру своей вины, а невиновный не был обвиняемым или осужденным. Таким образом, суд так и не смог привлечь к ответственности указанных лиц, в случае если их вину бы доказали.
Что дальше?
Сейчас сложно дать взвешенную оценку деятельности суда, но некоторая динамика в принятии приговоров дает надежду на увеличение количества расставленных точек во многих делах. В частности, мы до сих пор ждем приговоры по более резонансным делам: об организации экс-нардепом Николаем Мартыненко хищений в НАЭК «Энергоатом» и госпредприятии «Восточный горно-обогатительный комбинат», об организации завладения средствами ПАО «Укргаздобыча» бывшим депутатом Александром Онищенко, о злоупотреблениях экс-главы Государственной фискальной службы Романа Насирова, о растратах 92 млн грн Одесского городского совета мэром Одессы Геннадием Трухановым и другими лицами, о «Запорожском титано-магниевом комбинате» и некоторых других. Поэтому будем ждать приговоры по этим делам и ставить для себя оценку работе суда и отдельно судей.
Олег Новиков, специально для «Слово и дело».