На телемарафон «Единые новости», который был создан в начале российского вторжения для информирования о ситуации во время войны, в бюджете на 2026 год заложили 1,5 млрд грн, а всего за неполных четыре года на него и иновещание потратили более 5,2 млрд грн. Самые большие расходы были в 2023 году, последние два года они остаются примерно на одном уровне. В то же время почти все частные телерадиокомпании, создающие контент для телемарафона, отчитываются об убытках. На инфографике «Слово и дело» – сколько средств из бюджета выделяли на телемарафон с 2022 по 2025 год и о каком чистом финансовом результате отчитывались находящиеся в эфире частные телерадиокомпании.
Национальный телемарафон «Единые новости» заработал в Украине 24 февраля 2022 года. Его, согласно объяснениям властей, создали для оперативного информирования граждан Украины и мира о ситуации во время полномасштабного российского вторжения. Также среди задач марафона – противодействие российской пропаганде, объединение общества, сбор средств на ВСУ. Марафон стал своеобразным феноменом, поскольку объединил частных, государственных и общественных вещателей для совместной работы в информационном пространстве. Суммы средств, выделяемых государством каждый год на финансирование марафона, росли по сравнению с 2022 годом, а впоследствии и сам марафон стал объектом критики некоторых нардепов по вопросу целесообразности выделения бюджетных денег.
По данным Open Budget, в 2022 году на бюджетную программу «Производство и трансляция программ для государственных нужд» (собственно телемарафон и иновещание) закладывали 716,4 млн грн, почти всю сумму за год использовали (715,6 млн грн.). В 2023 году заложенные и потраченные на марафон средства были рекордными – 1 млрд 935 млн и 1 млрд 809 млн соответственно. В 2024 и 2025 годах на марафон на иновещание в госбюджете закладывали одинаковые суммы – 1 млрд 510 млн грн. Использовали для создания контента марафона 1 млрд 508 млн грн в прошлом году и 1 млрд 192 млн грн с января по октябрь текущего года.
В государственном бюджете на 2026 год, несмотря на критику ряда парламентариев, финансирование телемарафона сохранилось почти на таком же уровне, как в предыдущие годы – 1 млрд 557 млн грн. Хотя некоторые нардепы предлагали переправить эти средства в другие сферы, в частности – зарплаты учителей.
Одними из основных производителей контента для эфира «Единых новостей» являются следующие вещатели: ООО «ТРК «Студия 1+1», ООО «СЛМ Новости», ПАО «Телеканал «Интер», ООО «Мы – Украина».
Проанализировав финансовые отчеты компаний, данные YouControl, можно сказать, что чистый финансовый результат частных компаний, создающих контент для государственного телемарафона «Единые новости», далеко не всегда прибыльный.
В частности, в 2022 году о минусовом доходе отчитались все вышеупомянутые четыре вещателя, крупнейшим он был у «Студии 1+1» и телеканала «Интер». В 2023 году телеканал «Интер» стал единственным, кто отчитался о чистом доходе в 838 млн грн. Прошлый год, если верить финансовым отчетам, был прибыльным только для «Студии 1+1» – вещатель указал 41,2 млн грн чистого дохода. Все остальные отчитывались о минусе. А с первого по третий квартал 2025 года «ТРК «Студия 1+1», ООО «СЛМ Новости», ПАО «Телеканал «Интер», ООО «Мы – Украина», если верить их отчетам, пока не получили никакого дохода.
Отметим, в прошлом году Госаудитслужба оценила эффективность телемарафона «Единые новости», назвав его «условно эффективным».
Напомним, ранее мы рассказывали, какие телеканалы запрещали в мире с начала вторжения рф в 2022 году. Также на нашей инфографике – как менялись расходы из бюджета на государственные медиа с 2014 года.
Визуальная аналитика от редакции «Слово и дело» – в Telegram-канале Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»
