Гибридная кампания против НАТО: как россия глушит GPS-сигнал в Европе

Читати українською

В Европе, особенно в странах Балтийского региона, с начала полномасштабной войны регулярно возникают проблемы с GPS-навигацией, и есть обоснованные подозрения, что за этими гибридными атаками стоит россия. Перебои со спутниковой связью уже затронули десятки тысяч гражданских авиарейсов – самолеты вынуждены разворачиваться в аэропорты из-за проблем с навигацией, что при самом плохом сценарии может обернуться катастрофой. Кроме того, страдает и судоходство. Подробнее о проблеме – в материале «Слово и дело».

Россия ведет гибридную кампанию против НАТО, заглушая GPS-сигналы в европейских странах. Что об этом известно – в материале.
Как россия глушит GPS-сигнал в ЕвропеСлово и делоИзображение максимального размера (откроется в новом окне)

Весной издание Politico сообщило, что самолеты, которые пролетают над Балтийским регионом, жалуются на рост количества пропавших или фальшивых сигналов GPS. Прямым виновником этой проблемы была названа россия.

Европейская организация по безопасности аэронавигации зафиксировала за весь 2023 год 1371 сообщение о перебоях в работе GPS, а за два месяца 2024-го – 985 (в семь раз больше инцидентов, чем за аналогичный период прошлого года).

При этом, по данным издания, помехи сконцентрированы в Калининградской области россии: источник Financial Times считает, что рф может глушить GPS-сигналы, чтобы защитить регион от возможных атак украинских беспилотников.

В конце апреля Литва, Латвия и Эстония обвинили россию в том, что она регулярно глушит сигналы GPS в районе Балтийского моря, что представляет опасность для гражданской авиации. Позже стало известно, что проблема затронула и другие страны, в частности, Швецию, Польшу, Финляндию и Норвегию.

Например, 25 и 26 апреля два самолета финской компании Finnair, которые летели из Хельсинки в Тарту (Эстония), были вынуждены вернуться обратно из-за сбоев в работе GPS.

Британская газета The Sun писала, что с августа 2023 года по конец марта 2024-го количество случаев со сбоем GPS-сигнала составляло около 350 в неделю. Так, о проблемах со спутниковой навигацией сообщали, летевшие в Великобританию экипажи Ryanair – 2309 раз, Wizz Air – 1368 раз, British Airways – 82 раза.

Весной даже был заглушен GPS-сигнал на самолете ВВС Британии, на борту которого находился тогдашний министр обороны Грант Шаппс. Когда самолет летел из Польши над Балтийским морем сигнал GPS пропал примерно на полчаса.

Кроме того, как писал The Telegraph, за четыре месяца года россия заглушила GPS на каждом четвертом транспортном рейсе военной авиации Британии над Восточной Европой.

На инциденты отреагировал специализированный орган ООН – Международный союз электросвязи. В организации рассмотрели жалобы от Украины, Франции, Нидерландов, Швеции и Люксембурга и призвали россию прекратить вмешательство в работу европейских спутниковых систем.

В МСЭ отметили, что перебои в работе спутниковых сетей, вероятно, создаются наземными станциями, которые находится в районах Москвы, Калининграда и Павловки.

Напомним, заместитель генерального секретаря НАТО Мирча Джоане заявил, что сейчас россия не намерена нападать на любую страну Альянса.

В конце прошлого года года СМИ со ссылкой на одну из европейских разведок сообщили, что россия может атаковать Европу зимой 2024-2025 года.

Согласно последней оценке немецких спецслужб, нападение россии на НАТО возможно с 2026 года.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: