Все чаще эпидемиологи и ученые говорят о постепенном понижении темпов распространения новых штаммов коронавируса COVID-19. Новый штамм «Омикрон» хоть и распространяется более быстрыми темпами, однако медики фиксируют уменьшение количества смертельных исходов от этой разновидности коронавируса.
Это не значит, что пандемия полностью теряет позиции – наоборот. Эксперты отмечают, что в странах с низким уровнем вакцинации пандемия может не только развиться быстрее и поразить большую часть населения, но и стимулировать появление новых штаммов. Тем более, что последствия для здоровья от того же «Омикрона» до сих пор в совершенстве не изучены – коронавирус опасен не только своим течением, но и осложнениями после болезни.
Какие именно тенденции в борьбе с пандемией стоит ожидать украинцам в новом 2022-м году? Каким образом пандемия повлияет на различные сферы жизни?
Все чаще говорят об оптимистическом сценарии
Несмотря на то, что в экспертном сообществе преобладают оптимистические сценарии по снижению темпов распространения новых штаммов коронавируса в 2022 году, все же болезнь остается опасной именно для стран с меньшим количеством вакцинированных граждан.
На этой тенденции отмечают во Всемирной организации здравоохранения: переломить ситуацию с распространением коронавируса человечеству удастся тогда, когда в целом глобальный уровень вакцинации достигнет отметки в 70%. В настоящее время этот показатель составляет 50%.
На примере распространения штамма «Омикрон» вирусологи отмечают характерную тенденцию – хотя скорость и география заражений увеличивается, агрессивность возбудителя уменьшается, а значит – он теряет свой эпидемиологический потенциал. Правда, остается существенная опасность – поскольку темпы заражений от «Омикрона» выросли – также выросла и нагрузка на систему здравоохранения. Именно этот фактор влияет на возможности государства эффективно и системно противостоять пандемии.
Кроме того, в ВОЗ прогнозируют не только ослабление темпов распространения вируса, но и появление новых, более эффективных вакцин против COVID-19 второго и третьего поколений. Вместе с введением так называемых бустерных доз и продолжением вакцинации населения - пандемия постепенно перейдет в фазу эндемии, а впоследствии коронавирус может стать еще одной разновидностью сезонных болезней, вроде гриппа.
Темпы вакцинации – секрет успеха
Для Украины начало 2022 года, скорее всего, принесет еще одну волну коронавируса. Штамм «Омикрон» быстрыми темпами распространяется в странах Европы, даже там, где уровень вакцинации давно превысил 50%. Как правило, в Украине распространение нового штамма проявляется с задержкой в 1,5-2 месяца, поэтому вполне вероятно, что увеличение количества заболеваний следует ожидать во второй половине февраля – начале марта 2021-го.
Будет ли еще одна вспышка заболевания в конце этого года – во многом зависит от самих украинцев и темпов вакцинации. Правительство заранее продлило действие карантина как минимум до 31 марта, а в МОЗ сообщили, что государство уже договорилось о закупке почти 42 миллионов доз вакцины против COVID-19 – этого должно хватить для ревакцинации двумя дозами 70% взрослого населения страны. Кроме того, началась кампания по введению дополнительной дозы вакцины от COVID-19, которая предусматривает прививку бустерной дозой отдельных категорий населения.
Следует признать, что, несмотря на все усилия правительства, в Украине – одни из самых низких темпов вакцинации в Европе: в начале 2022 года общее количество граждан, привившихся двумя дозами вакцины, составило 33,52% от общего количества населения. Учитывая новые вызовы и необходимость бустерной дозы, украинцам нужно ускориться – ведь более высокий процент вакцинации уменьшает темпы распространения вируса и позволяет легче переболеть, а значит снизить нагрузку на систему здравоохранения.
Уроки пандемии
В случае введения новых жестких ограничительных мер – экономика Украины будет восстанавливаться более медленными темпами. В прогнозе Минфина на 2022 год говорится также о том, что новые штаммы коронавируса и распространение их в мире может привести к снижению темпов роста ВВП и повышению инфляции. Однако по сравнению с ситуацией в 2020-2021-х годах появилось существенное отличие – волны пандемии становятся все более контролируемыми, последствия удается предсказать, а экономике – приспособиться.
За два года мир в целом и Украина в частности приспособились к жизни с карантинными ограничениями. Пандемия существенно повлияла на экономику мира и добавила как искусственные препятствия, так и новые возможности. Да, туристическая отрасль еще долго будет восстанавливаться – правительства стран стараются не рисковать и не спешат снимать карантинные ограничения. С другой стороны, прибавит в развитии местный туризм – в этом году этому будут способствовать и выплаты 1000 гривен от государства гражданам, прошедшим курс вакцинации. Часть выделенных средств пойдет на покупку билетов для внутренних поездок внутри Украины.
Пандемия стимулировала преобразование в медицинской отрасли – в частности, речь идет об улучшении общего состояния готовности украинских медиков и больниц к кризисным ситуациям, ожидается увеличение зарплат и изменения в методах лечения.
Следует ожидать, что 2 года карантинных ограничений существенно отразятся на образовательной сфере и изменении подходов в организации рабочего процесса, особенно когда речь идет об офисных работниках и сфере обслуживания. Безусловно, эффективность некоторых видов работ будет пересмотрена, и по всей вероятности – это повлияет как на уровень заработков и доходов, так и на смежные сферы жизни. Например, могут быть пересмотрены подходы к логистике и передвижению рабочих, их режиму работы, будет испытывать изменения и рынок недвижимости – особенно в крупных городах. Еще длительное время будет восстанавливаться сфера культуры, искусства и развлечений.
Как и в предыдущем году, в 2022-м мир все еще будет преодолевать последствия пандемии. В ВОЗ отмечают, что острая фаза распространения вируса, возможно, и пройдет в текущем году. Однако риски остаются – особенно на фоне трудностей с вакцинацией и несправедливостью, неравенством при распределении вакцин.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»