Виртуальная мощь: почему Украина растет в популярных военных рейтингах

Читати українською
Денис Поповичжурналист

Недавно ежегодный рейтинг Global Firepower (GFP) повысил совокупную военную мощь Украины, поставив ее на 25 место среди 138 стран мира. В прошлогоднем рейтинге GFP наша страна занимала 27 место. Рейтинг военного могущества нашего государства, согласно этому популярному рейтингу, неуклонно растет в последние несколько лет. Однако вряд ли данные GFP можно воспринимать всерьез.

Проект Global Firepower опубликовал ежегодный индекс силы различных стран мира (GFP-2021), согласно которому в 2020 году Украина заняла 25 место из 138 государств, поднявшись по сравнению с прошлогодним рейтингом на две строчки.

GFP представляет собой веб-сайт, описывающий рейтинг совокупной военной мощи различных государств. Для расчета военного могущества используется 55 различных факторов, учитывающих не количество различного оружия, но его разнообразие. Наличие ядерного оружия не берется в расчет, хотя и принимается во внимание.

Лидером рейтинга 2021 года являются США, на втором месте идет Россия и на третьем – Китай. Этот расклад, по данным GFP, не меняется с 2011 года (свои подсчеты GFP ведет с 2005 года). Украина, как уже говорилось выше, заняла 25 место, поднявшись с прошлогодней 27-й позиции. Интересно, что Украина впервые с 2015 года оказалась в ТОП-25 рейтинга. Еще в 2014 году наша страна занимала 21 место в рейтинге военного могущества Global Firepower, а в 2015 – уже 25-е. Провал произошел из-за резкого сокращения численности танков и авиации. Если в 2014 году GFP насчитал у нас 4112 танков и 400 различных летательных аппаратов, то в 2015 году — уже 2809 и 222, соответственно. Столь серьезную убыль можно пояснить потерями от боевых действий на Донбассе, начавшимися в 2014 году, а также вследствие российской оккупации Крыма.

В 2016 году Украина окончательно выпала из ТОП-25, что опять же может поясняться продолжением активных боевых действий на Востоке и потерями в боях под Дебальцево. Однако в течение последних нескольких лет наша страна неуклонно поднималась вверх. Так в 2019 и 2018 годах Украина находилась на 29-м месте, а в 2017 – на 30-м.

По данным последнего рейтинга GFP, в 2020 году численность ВСУ составляла 255 тысяч человек (годом ранее – 250 тысяч), плюс 90 тысяч так называемых «парамилитарных образований». Включение в индекс силы «иррегуляров» является новой «фишкой» рейтинга 2021 – ранее этот показатель не учитывался.

Кроме того, по данным GFP, украинская армия имеет 2430 танков (2026 – в прошлом году), 11 435 бронемашин (против 10 135 в прошлом году), 785 единиц самоходной и 2040 ствольной артиллерии, а также 550 ракетных систем. Отметим, что в прошлом году у нас было 430 ракетных систем и 738 самоходных орудий, но численность ствольной артиллерии практически не поменялась.

Общая численность украинских Воздушных сил, согласно GFP-2021, составляет 285 летательных аппаратов, в том числе 42 истребителя (48 в прошлом году). Военно-морские силы имеют 25 кораблей и судов, в том числе 11 патрульных катеров и 1 фрегат. Показатели ВМСУ, по сравнению с прошлым годом, остались без изменений, однако глядя на все цифры можно понять за счет чего наша страна поднялась на две позиции, по сравнению с GFP-2020.

Global Firepower является достаточно популярным и цитируемым рейтингом. Однако его данные вряд ли стоит воспринимать всерьез. Во-первых, не совсем понятно, кто именно формирует этот рейтинг. Ранее считалось, что GFP составляется специалистами старейшего из британских университетов «Святого Эндрю» , основанного в начале 1410 годов в Шотландии, с целью сбора и изучения информации о вооруженных силах различных стран мира. Однако позже известный проект журналистов-расследователей Bellingcat предположил, что GFP, по-видимому, составляется американским блогером и веб-предпринимателем Дэниелом Пучеком, который также является создателем различных развлекательных порталов. По данным Bellingcat, GFP не одобрен учеными, а также серьезными военными экспертами.

Во-вторых, GFP, судя по всему, не учитывает реальный боевой опыт. Иначе как объяснить тот факт, что, например, Украина, занимала в 2014 году 21 место, а в 2016, после двух лет боевых действий против второй по силе армии мира, вообще перестала входить в ТОП-25.

И, наконец, исходные данные, которые используются GFP, также могут быть поставлены под сомнение. Одним из критериев для определения военного могущества, является численность населения. В GFP-2021 утверждается, что в Украине живут 43,9 млн человек. Однако в начале 2020 года, тогдашний министр Кабинета министров Дмитрий Дубилет обнародовал результаты оценки численности населения Украины, по состоянию на 1 декабря 2019 года. Этот показатель составил около 37,3 млн человек, без учета граждан оставшихся на оккупированных территориях Крыма и Донбасса, а также тех, кто выехал за рубеж.

Примененная тогда правительством обезличенная методика подсчета по данным мобильных операторов и Пенсионного фонда вызвала нарекания специалистов. Но все же это самые свежие и вполне официальные данные Кабмина, находящиеся, к тому же в открытом доступе. Неясно, почему в GFP не учли эту информацию, иначе положение Украины в рейтинге военного могущества могло быть совсем другим.

Денис Попович, специально для «Слово и дело».

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS

и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»
Поделиться: