То, что произошло на бирже, не имеет никакого отношения к реальному соотношению спроса и предложения на рынке реальной физической нефти. Так прокомментировал «Слово и дело» обвал цен на нефть директор специальных программ научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.
Энергетик пояснил, что произошедший обвал не имеет никакого отношения к цене нефти.
«То, что упало до -37 долларов за баррель, – не цена, а котировка и не нефти, а финансового обязательства. При том того, которое уже не торгуется. Это финансовое обязательство называется майским фьючерсом на нефть марки WTI (West Texas Intermediate). Цена физической нефти определяется по усредненным котировкам. Она еще будет определена в мае, после того, как будет добыта», – прояснил Рябцев.
Геннадий Рябцев добавил, что с точки зрения биржевой аналитики ситуация забавная, но не единичная. По его словам, в 1998 году подобное также случалось по целому ряду других биржевых продуктов.
Энергетик уточнил, что в произошедшем нет ничего катастрофического, разве что кто-то заработал в этой ситуации. Он напомнил, что 20 апреля прекращалась торговля майских фьючерсов.
Директор специальных программ научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев подчеркнул, что если кто-то имеет этот финансовый инструмент, то у него было две возможности: выполнить обязательства по поставкам нефти в мае или продать это обязательство, переведя его в июньское обязательство.
«Финансовые спекулянты, которые не имеют никакого отношения к нефти, были в ужасе от того, что заканчивается срок оборота. Если они не продадут этот фьючерс, то они будут вынуждены где-то искать реальную нефть, чтобы потом ее купить и поставить куда-то. В панике спекулянты кинулись искать кого-то, кто знает, что такое нефть. И этот кто-то нашелся с предложением: если не хотите поставлять реальную нефть в мае, а потом искать, кто ее купит, то давайте обязательства, но заплатите 37 долларов за каждый баррель. Вот что произошло», – прокомментировал Рябцев.
Энергетик также обратил внимание на заявления о бесплатной нефти. Однако, по словам эксперта, бесплатная нефть может быть в тех случаях, когда компания не в состоянии сократить добычу. Например, она понимает, что если законсервировать скважины, то дальше она не сможет ее разрабатывать, поскольку ее месторождение находится на заключительной стадии разработки.
«Там очень много примесей, воды, нефть не очень качественная. В итоге делают все для того, чтобы обеспечить откачку из этой скважины. Если не прекратят делать все возможное, нефти не будет. Поэтому им дешевле отдать нефть, чем законсервировать скважины», – констатировал Рябцев.
Эксперт уточнил, что это касается тех случаев, если речь о какой-то отдельной компании, которая эксплуатирует старые месторождения. Таких месторождений много в РФ, мало в Саудовской Аравии, а в США вообще используют другие технологии добычи. Им сократить или нарастить добычу нефти за неделю вообще беспроблемно.
«Да, в отдельных случаях отдельные компании, которые посчитали свои убытки и поняли, что им хуже сокращать добычу, могут осуществлять отдельные поставки нефти. Поэтому бесплатная нефть возможна, но это отдельные партии у отдельных компаний», – резюмировал директор специальных программ научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.
«Слово и дело» решило посмотреть, как влияла мировая цена на нефть на курс гривны и рубля.
Добавим, бензин и дизельное топливо с 2014-го по 2019 год подорожали более чем в два раза.
Динамика стоимости топлива для авто за последние пять лет – на нашей инфографике.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»