Украину, как и весь мир, ожидает турбулентный период в развитии экономики. Своеобразным «усилителем» негативных тенденций, которые всколыхнули мировые рынки в начале марта, стала эпидемия коронавируса COVID-19.
Примечательно, что даже если бы Украина была готова к очередному раунду мирового финансового кризиса, слабость отечественной экономики все равно давала бы о себе знать. Все известные «болезни» украинской экономики можно уже назвать хроническими, и они никуда не исчезают вот уже более 20 последних лет.
А если еще к этому добавить фактор войны в Донбассе, смену правительства и неопределенность с внедрением дальнейших экономических реформ – получаем достаточно оснований считать, что украинскую экономику может ожидать очередной масштабный коллапс.
Однако каждый кризис – время не только для испытаний, но и для новых возможностей. Оптимизма добавляет тот факт, что сейчас со стороны власти есть четкое понимание вызовов и возможность консолидировать усилия. Очевидно, не хватает опыта и управленческих умений во время кризисных времен, однако в подобных обстоятельствах оказывались почти все без исключения предыдущие правительства Украины.
Как изменится ситуация в украинской экономике в 2020 году? Есть ли поводы для оптимизма, или нас снова ожидает масштабный кризис со всеми его производными последствиями?
Макроэкономические последствия
То, что украинская экономика снизит темпы роста, уже очевидный факт. Мировые темпы экономического роста существенно снизятся, а с ними, конечно же, замедлит свой рост и ВВП Украины.
Правда, о замедлении роста мирового ВВП экономисты предупреждали еще даже до начала пандемии коронавируса. А вот как раз для Украины прогнозы были даже лучше мировых показателей.
Так, Всемирный банк улучшил прогноз роста украинского ВВП по итогам 2019 года с 2,7% до 3,6%. Стоит отметить и другие фактические цифры и прогнозы. В 2019 году рост ВВП несколько замедлился по сравнению с 2018 годом – с 3,4% до 3,3%.
В Нацбанке еще в начале текущего года не без оснований отмечали на постепенном росте отечественной экономики до 3,5% в 2020 году и 4% в 2021-2022 годах.
Впрочем, именно в этом месяце Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства зафиксировало замедление роста ВВП впервые с 2016 года. Вероятно, не самыми лучшими будут результаты в апреле и мае. Однако именно в эти месяцы государство получает налоги за первый квартал текущего года и прогнозировать перспективы дальнейшего развития экономики можно будет, учитывая эти показатели.
Кроме замедления темпов роста ВВП, Украину ожидает стандартный набор, присущий именно кризисному периоду: падение темпов промышленного производства, девальвация гривны из-за недополучения валютной выручки экспортерами, увеличение государственного долга.
Экономика «затянутых поясов»?
Вспышка эпидемии коронавируса сильно сказалась на экономике Китая, а с ней цепной реакцией затронула весь мир. Речь идет прежде всего о торговле и производстве товаров и комплектующих, которые производятся в КНР. Вторая по мощности экономика мира претерпела существенный удар, а значит взрывная волна коснется всех без исключения.
В Украине замедление мировой экономики может привести к угасанию деловой активности, что автоматически будет означать рост безработицы. Более того, «отдушина» в виде валютных переводов от гастарбайтеров в этом году может не сработать. Спад производства и сокращение будут сопровождать всю экономику Евросоюза.
Среди долгосрочных эффектов влияния кризиса на украинскую экономику в Нацбанке называют сокращение экспорта и снижение привлекательности долговых ценных бумаг правительства. Кроме того, ситуация ухудшится и с долговыми обязательствами. И в комплексе все эти факторы точно повлияют на обесценивание гривны. Точную глубину девальвации нацвалюты спрогнозировать не может никто, однако Нацбанк за последнюю неделю потратил около 1 миллиарда долларов накопленных резервов, чтобы удержать гривну от стремительного падения, хотя отечественная валюта за одну неделю таки девальвировала на 1,7 гривны за доллар.
Очевидно, следующая девальвация приведет к росту цен. Однако в условиях как минимум 3-недельного общенационального карантина стоит обратить внимание и на другие риски.
Прежде всего это потери малого и среднего бизнеса. Пострадают туристическая отрасль, сфера предоставления услуг, перевозки. Кроме того, в правительстве уже зафиксировали недополучение за последние два месяца около 20% запланированных средств поступлений от таможни. Уменьшатся поступления от гастарбайтеров. Возможно, в апреле-мае ожидается волна сокращений в реальном секторе экономики.
Власть пытается хотя бы притормозить негативные последствия, вызванные карантином и вынужденным замедлением экономики. Так, на внеочередном заседании парламента был принят ряд решений по облегчению налоговой нагрузки для бизнеса. Верховная рада освободила от уплаты ЕСВ всех физических лиц-предпринимателей на 2 месяца, временно отменила штрафы и пеню за несвоевременную уплату ЕСВ, ввела временный мораторий на проверки бизнеса до 1 июля, отсрочила уплату земельного налога и налога на недвижимое имущество до конца мая, а за вынужденный простой бизнес освобождается от уплаты НДФЛ. Кроме того, Верховная рада предусмотрела освобождение от штрафов и пени за просрочку выплат по потребительским кредитам с 1 марта по 30 апреля текущего года.
Все эти меры должны несколько ослабить нагрузку на бизнес, однако, по сути, не существенно повлияет на общее снижение деловой активности и не компенсирует существенной потери прибыли. А это значит, что уже в ближайшие месяцы украинцам придется существенно затянуть пояса.
Изменения в образе жизни
Карантинные мероприятия из-за эпидемии коронавируса коснутся не только владельцев бизнеса, но и всех без исключения граждан Украины. Прежде всего изменения произойдут в рабочем графике и способе зарабатывания денег. Много украинцев попробуют себя в роли фрилансеров или просто будут работать из дома.
Изменится логистика и традиционный досуг украинцев. Очевидно, более популярными станут различные онлайн-сервисы по предоставлению разнообразных развлекательных и информационных услуг. Возрастет спрос на онлайн-торговлю и доставку готовой еды и продуктов, товаров широкого потребления. Частные перевозчики однозначно повысят тарифы, ведь общественный транспорт будет ходить со значительными ограничениями.
Интересно и то, что нынешняя ситуация обнажает сразу целый ряд проблем с логистикой и коммуникацией. Так, в укор мэрам крупных городов их жители могут задать вопрос неразвитой велосипедной инфраструктуры, которая могла бы значительно облегчить передвижение по городам и одновременно не нести больших рисков для распространения болезни.
Объявляя планы власти, президент Владимир Зеленский обратил внимание на то, что парламенту именно в этот трудный период введения карантинных мероприятий не стоит забывать о реформах в таких сферах, как трудовое и пенсионное законодательство. Отдельным пунктом президент отметил на необходимости скорейшего восстановления финансовой поддержки от МВФ, что автоматически будет означать ускорение истории с запуском рынка земли и разрешения ситуации относительно ПриватБанка.
Очевидно, что пока власть мало говорит о четком плане действий противостоянию кризису именно во внутреннем финансовом секторе. Речь идет прежде всего о поддержке со стороны государства для субъектов хозяйствования, которые могут обанкротиться.
Так или иначе, карантин и финансовый кризис станет для многих украинцев еще одним доказательством того, что искать лучшей доли за границей или надеяться на большие заработки несет в себе такие же риски, как и решение ряда проблемных вопросов у себя дома. Поэтому новый кризис и коронавирус могут стать некими точками отсчета, когда все больше украинцев сосредоточатся на вопросах наведения порядка у себя дома. При этом как можно меньше надеясь на любую помощь от государства.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»