Как вернуть деньги за путешествие, если поездку отменили?

Читати українською
Все зависит от условий договора с турфирмой. В одних случаях могут вернуть деньги за отель и трансфер, если они еще не оплачены, а в других – могут и вовсе отказать в выплатах.
Слово и Дело

Из-за пандемии китайского коронавируса у многих украинцев сорвались запланированные заранее туристические поездки за границу. Большинство авиакомпаний возвращают деньги за билеты, но с турфирмами все не так просто. Во многом возврат средств за тур зависит от договора, в котором должны быть прописаны возможные сроки отказа и причины невыезда. Сейчас некоторые туристические фирмы даже предлагают страховки от невыезда. Тогда предоплату должны вернуть без проблем. А вот вернут ли деньги за поездку в Египет, если турист сам отказался ехать из-за угрозы коронавируса или других внезапных обстоятельств? В каких случаях средства за отмененную поездку вернут, а когда надеяться не стоит, «Слово и Дело» рассказал юрист Анатолий Рыбачок.

Насколько реально вернуть деньги за сорванную поездку из-за коронавируса?

Когда турист покупает тур, то он находится на начальном этапе длинной цепочки. Надо понимать, как строятся взаимоотношения между туристом, туркомпанией, туроператором и отелем или принимающей компании. Турист приходит к турагенту, который является посредником между туристом и туроператором. Тот, в свою очередь, является посредником между туристом и компанией, которая непосредственно оказывает услуги. На каждом из этих этапов есть свои договоры.

Чтобы понять, имеет ли турист право на возврат денег, надо смотреть его договор с турагентом, определяющий права и обязанности турагента, туроператора и туриста. Когда турист покупает услугу, он о чем-то договаривается, платит деньги и соглашается на условия, определенные в договоре между турагентом и туристом. От этого будет зависеть, вернут ли ему деньги.

Кто будет возвращать деньги?

Чаще всего деньги возвращаются турагентом, то есть со счета турагента на счет туриста. Что касается вероятности возврата средств, то в каждом конкретном случае все будет зависеть от того, как договорятся стороны, а если не договорятся, то какую позицию займет суд, где стороны будут решать свой спор.

Вернуть деньги возможно, если турагент договорится с туроператором, а тот, в свою очередь, согласует с авиакомпанией и принимающей стороной за рубежом. Этого почти никогда не происходит. Каждый заботится о своих интересах.

В каком случае турагент и туроператор смогут избежать ответственности?

Верховная рада признала карантин и ситуацию с коронавирусом основанием для форс-мажора. Также туроператоры и авиакомпании могут получить в Торгово-промышленной палате Украины справку о том, что коронавирус является форс-мажором и именно это помешало предоставить услугу. Каждый отдельный туроператор должен обращаться лично для получения такой справки.

Тогда туроператор может не возвращать деньги, но это не освобождает его от выполнения своих обязательств. Это означает, что в будущем, когда пройдет карантин и все наладится, туроператор должен предоставить услугу в полном объеме.

Если турист согласится просто перенести поездку, то он сможет поехать, возможно, в другую страну и даже на более выгодных условиях. Но чуть позже. А если турист не захочет договариваться, то может вообще ничего не получить. Конечно, законодательство прежде всего защищает интересы туриста, впрочем, специфика отношений построена таким образом, что «принципиальные» туристы не часто добиваются правды.

Есть нюанс, если поездка переносится, например, на высокий сезон, когда цены выше, чем в начале сезона, придется доплатить за тур. Договоренности могут изменяться в зависимости от того, как турист будет договариваться с турагентом, а тот – с туропратором, и далее – с принимающей стороной.

Вернут ли деньги, если турист сам отказался от поездки?

Здесь многое зависит от того, какие в договоре прописаны обязательства обеих сторон. Турист принимает обязательства, он платит деньги и едет в этот тур. Если в договоре прописано, что отмена поездки по инициативе туриста влечет за собой определенные штрафы или невозможность возврата стоимости услуги, тогда, к сожалению, в этой ситуации турист теряет деньги.

Туроператоры и другие игроки рынка за последние 15 лет настолько отшлифовали свои договоры, что несут минимальные штрафы и потери. Как правило, в договоре прописывается, что если туроператор осуществляет рейс, а человек физически может туда доехать, то он должен ехать. Если турист не хочет ехать, пусть даже из соображений здравого смысла, то это объясняется, как отмена поездки по инициативе туриста.

Возврат денег за авиабилеты

В подавляющем большинстве авиакомпании возвращают деньги за забронированные билеты, если сами отменяют рейсы. К тому же, есть определенные положения, предусматривающие ответственность авиаперевозчиков в случае отмены рейсов на разные направления. Если авиаперевозчик отменяет рейс менее чем за 2 недели до момента рейса, и не предлагает замену, то кроме возврата денег за билет, он должен уплатить штраф в размере 250 евро каждому туристу. Эта сумма может быть больше в зависимости от дальности перелета.

В ситуации с коронавирусом авиакомпании скорее всего также получат справки о форс-мажоре. Есть распоряжения правительств разных стран, запрещающие летать в эти страны. Словения, например, одной из первых закрыла границы, несмотря на то, что там находились даже транзитные туристы.

Какие судебные иски могут быть перспективными?

В суд имеет смысл обращаться, когда речь идет о значительной сумме убытков. В таком случае придется обращаться к адвокату, подсчитывать сумму ущерба, и, если тур был отменен без альтернативных предложений, ситуация максимально на стороне туриста, тогда можно обращаться в суд за возмещением.

Туроператоры в таких случаях будут до последнего предлагать какие-то альтернативы, возможность другой поездки с доплатами. Как правило, это менее затратно, чем судебный процесс. Об этом свидетельствует статистика выигрышных дел туристов против туроператоров. И она довольно скромная, если не сказать минимальная. Туроператоры выигрывают чаще, а иски признаются безосновательными.

Прежде чем обращаться в суд надо учесть, что придется платить судебный сбор, тратиться на адвоката и терять драгоценное время. Возможно, выгоднее будет пытаться договариваться с туроператором на своих условиях, потому что есть большая вероятность остаться ни с чем.

Напомним, «Слово и Дело» писало, что в Украине из-за пандемии с 17 марта полностью ограничено авиасообщение. Также мы разбирались, что ждет компании и подешевеют ли билеты.

Какие страны прекращают пассажирское сообщение, смотрите на нашей инфографике.

Ирина Рыбинская, специально для «Слово и Дело»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: