Налоги для богатых: будет ли экономический эффект от нового налогообложения

Читати українською
Андрей Вигиринскийюрист

Два законопроекта с предложением изменить ставки основных налогов зарегистрированы в Верховной раде. Речь идет о снижении налога на добавленную стоимость с 20 до 17% и введении прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц. С таким предложением выступил нардеп от «Слуги народа» Александр Дубинский. О чем говорится в законопроектах и какова их экономическая целесообразность, «Слово и Дело» спросило политического эксперта Андрея Вигиринского.

Сейчас большинство работающих украинцев платят налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по единой ставке 18%, которую работодатели перечисляют в фискальную службу с зарплат работников. Кроме того, мы платим военный сбор – 1,5% и единый социальный взнос (ЕСВ) – 22%. Другие ставки у ФЛП, но все без исключения украинцы, когда покупают товары или оплачивают услуги, дополнительно платят 20% НДС, а те, кто курят или употребляют алкоголь, еще и акцизные сборы.

Как изменилось налогообложение ФЛП в 2020 годуУровень налогообложения для ФЛП в 2020 году вырос из-за роста прожиточного минимума и минимальной зарплаты.

Нардеп Дубинский предлагает внести изменения в Налоговый кодекс Украины и ввести прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц с помощью трех ставок: 18% – если доходы лица не превышают 10-кратный размер минимальной месячной заработной платы, установленной законом для такого месяца (сейчас – 47 тыс. 230 грн), 36% – если доход превышает 10-кратный размер минимальной зарплаты, но меньше 20-кратного ее размера (от 47 тыс. 230 грн до 94 тыс. 460 грн) и 54% – если база налогообложения превышает 20-кратный размер минимальной зарплаты (более 94 тыс. 460 грн.).

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что по данным Госстата, для большинства людей (около 93%), получающих зарплату не более 20 тыс. грн в месяц, внесение изменений в ставки налогообложения не увеличит налоговую нагрузку. Под новую шкалу отчислений, судя из текста законопроекта, не подпадают IТ-специалисты и ФЛП.

По мнению Андрея Вигиринского, такие изменения налогообложения, в первую очередь, направлены на стремление его автора понравиться избирателям.

«Основной посыл законопроекта – социально-справедливый, чтобы богатые платили больше, тогда как основной массы украинцев изменения налогообложения не должны касаться. Хотя на самом деле должно быть наоборот, если человек официально, я подчеркиваю, официально получает высокую зарплату, надо стимулировать его в части уменьшения налогообложения. Это важно с точки зрения наполнения Пенсионного фонда, к тому же законопроект не предусматривает изменения ставки отчислений в ПФ», – отметил Вигиринский.

По его словам, богатые люди найдут способы минимизировать свои налоговые расходы.

«Существует множество вариантов, как законно уменьшить налоговую нагрузку. Руководитель может получить очень высокую зарплату, оплатить налоги, а своим подчиненным выплачивать наличными из этой суммы. К тому же, богатые люди могут перевести часть бизнеса, юридическое лицо в другую страну с более привлекательным налогообложением.

Или работник с высокой зарплатой, когда узнает о повышении ставок налогообложения, зарегистрируется физическим лицом-предпринимателем по третьей группе и часть услуг будет продолжать выполнять, как раньше, а часть – предоставлять по параллельным соглашениям, как ФЛП. Но платить он будет только 5% от оборота и не платить 18%, которые были до этого», – отметил Вигиринский.

Сравнение зарплат министров Гончарука и ГройсманаЗарплаты министров Алексея Гончарука и Владимира Гройсмана сравнило Слово и Дело. Однозначные выводы сделать нельзя.

По его словам, в законодательстве достаточно юридических конструкций, которые позволяют обойти систему налогообложения. И вряд ли можно будет обвинить человека в том, что он намеренно уклоняется от уплаты налогов. Просто использует другую форму трудовых отношений, которая не запрещена законом.

По мнению эксперта, человек, который зарабатывает больше, должен быть заинтересован показывать свой доход официально. К тому же, надо выводить в «белую» сферу зарплату массовых работников.

«Средняя зарплата сейчас в пределах 10-12 тыс. грн, а она и дальше будет находиться в этом коридоре, многие получают зарплаты в конвертах. Поэтому, пытаясь легализовать трудовые отношения, надо сделать невыгодной схему наличной выплаты зарплаты. Не из-за санкции, это уже проходили, а с точки зрения финансовой выгоды, когда работодателю легче будет перейти к работе «по-белому», чем скрывать налоги», – убежден эксперт.

По словам Вигиринского, не совсем понятно, какой экономический эффект ожидается от предложенного законопроекта, какие суммы могут поступить в государственный бюджет и в местные бюджеты. Также не ясно, учтены ли риски, связанные с тем, что часть доходов уйдет в тень и сколько при этом недополучит бюджет.

«Учитывая то, что в законопроекте говорится, что для большинства украинцев налог не изменится, потому что они получают зарплату до 20 тыс. грн, можно предположить, что это некий социально-ориентированный шаг, направленный на борьбу с богатыми», – сказал эксперт.

Вигиринский напомнил, что ранее партия «Слуга народа» озвучивала другую концепцию, которая заключалась в том, что проблема теневого сектора экономики и неофициальных трудовых отношений бьет по Пенсионному фонду и бюджету.

«Для того, чтобы стимулировать работодателей переводить трудовые отношения в «белую» сферу, предполагалось снизить ставку как ЕСВ, так и налог на доходы физических лиц, чтобы на эту сумму увеличивались легальные доходы и, соответственно, отчисления в ПФ и происходило стимулирование экономики за счет оживления спроса. Но г-н Дубинский подошел к вопросу несколько иначе», – сказал он.

Что касается предлагаемых изменений в Налоговый кодекс по уменьшению ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 17%, то, по мнению Вигиринского, надо понимать, что внутренний НДС, в том числе с импортных товаров, напрямую влияет на доходную часть госбюджета.

«Если уменьшить НДС на 3%, автоматически снизятся цены на товары, работы и услуги. И людям это понравится. Но при этом пропорционально уменьшатся и поступления в бюджет. На чем мы можем сократить расходы, параллельно увеличивая фонд оплаты труда бюджетникам? Хотя цены и снизятся, но трудно будет добиться повышения социальных выплат и стандартов. А какой будет компенсатор?», – отметил эксперт.

По его словам, украинский НДС сопоставим с этим налогом в других странах и сейчас нельзя говорить о его уменьшении.

Ранее «Слово и Дело» писало, что в Украине за год существенно возросла реальная зарплата.

Также сообщалось, что Рада приняла закон об администрировании налогов.

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.


Подписывайтесь на наш аккаунт в Telegram, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Поделиться: