Кадры на выезд: чем опасна трудовая миграция украинцев за границу

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Истинные масштабы трудовой миграции украинцев за границу оценить действительно трудно. Официальные данные очень разнятся. Так, в Государственной службе статистики отмечают, что в 2015-2017 годах за границу на заработки выехали около 1 миллиона 300 тысяч граждан. По оценкам Госслужбы занятости, которые опираются на данные МИДа, на заработках за границей в 2017 году находилось около 5,5 миллионов наших соотечественников.

И эти данные вряд ли можно считать исчерпывающими. Официальной статистики, сколько именно украинцев уже давно работают за рубежом, а сколько – выехали в конкретный период, нет. Ситуацию могла бы прояснить всеукраинская перепись населения, однако ее планируют провести только в 2020 году.

А пока в экспертном сообществе нет единства в вопросе, чего больше – угроз или возможностей – в растущих темпах трудовой миграции украинцев за границу. Очевиден лишь один факт – трудовая миграция уже сейчас играет существенную роль в социальных и экономических процессах нашего государства, меняя их до неузнаваемости.

Несмотря на сдержанный оптимизм представителей правительства относительно роста украинской экономики, существует еще очень много факторов, которые и в дальнейшем будут стимулировать трудовую миграцию в последующие годы. Каких опасностей следует ожидать и стоит ли так сильно фокусироваться на самом тренде миграции? Возможно, это явление исчезнет само по себе, а украинцы впоследствии вернутся домой?

Шаткий валютный баланс и неизбежный кадровый кризис?

Экономисты колеблются в однозначных ответах относительно влияния трудовых мигрантов на финансовую систему Украины. С одной стороны, украинцы переводят большие объемы своих заработков в валюте родным, а это добавляет стабильности курсу отечественной валюте.

Уехать или остаться: сколько украинцев хотят жить за границейПо данным опроса, выехать жить за границу хотят 27 процентов наших соотечественников. Большинство из них – в возрасте до 25 лет и с высшим образованием.

По данным НБУ, в 2017 году украинцы в целом перевели около 9,3 миллиарда долларов собственных средств из-за рубежа. Это почти в пять раз больше, чем годовой объем всех прямых иностранных инвестиций в Украину – в прошлом году эта сумма составляла 1,8 миллиарда долларов. Только из Польши украинцы перевели более 3,1 миллиарда долларов. Интересно, что в польском правительстве назвали даже несколько большую сумму – 13 миллиардов злотых, что в эквиваленте составляет 100 миллиардов гривен (или 3,7 миллиарда долларов).

В Нацбанке прогнозируют, что в 2018 году сумма будет как минимум не меньше или еще и больше. Так, заместитель главы Нацбанка Дмитрий Сологуб отметил, что у регулятора ожидают объемы поступления от переводов на сумму в 11,6 миллиарда долларов. Тогда как в 2019 году еще больше – 12,2 миллиарда долларов.

Конечно, такая статистика могла бы стать поводом для оптимизма в краткосрочной перспективе, ведь улучшается платежный баланс, что положительно влияет на стабильность курса гривны. Также приток валюты оживляет внутреннюю торговлю в Украине, а это влияет на увеличение деловой активности. Впрочем, есть и негативная сторона этого явления – рост инфляции. Кроме того, львиная доля товаров, которые покупают украинцы, являются импортированными.

В общем, уже сейчас в НБУ предупреждают о негативных последствиях трудовой миграции в долгосрочной перспективе. Трудовая миграция приведет к ускорению роста цен и замедлит темпы экономического роста. «Один из основных рисков базового сценария – продолжение оттока рабочей силы из Украины. Это будет высокими темпами создавать дальнейшее повышение диспропорций между спросом и предложением на рынке труда», – прогнозируют эксперты НБУ в обнародованном в прошлом месяце отчете.

И действительно, кадровики уже сейчас жалуются на то, что в Украине не хватает специалистов именно по рабочим специальностям. Граждане едут за большими заработками – средняя зарплата в Польше составляет 600 долларов (около 16000 гривен). По данным Госстата, в июне 2018-го средняя зарплата по регионам Украины составляла 9141 гривну (больше всего можно было заработать в Киеве – 11668 гривен, а меньше всего – в Тернопольской области, 5865 гривен).

Эксперты говорят о том, что увеличение средней зарплаты по Украине до уровня 14-15 тысяч гривен в месяц при сохранении умеренных объемов роста инфляции могло бы развернуть тренд на трудовую миграцию и заставить большинство специалистов вернуться домой. Впрочем, причина не только в зарплате.

Все дело в образовании?

Есть и другие диспропорции. Одна из главных – несоответствие количества и качества подготовки специалистов к реалиям рынка труда в Украине. Так, в Государственной службе занятости отмечают, что на 3 тысячи вакансий экономистов претендуют почти 5 тысяч соискателей на такую работу. Тогда как рынок требует других специальностей – электросварщиков, медсестер, строителей, рестораторов, продавцов и тому подобное. Парадокс еще и в том, что уже сейчас зарплаты рабочих специальностей и офисных менеджеров почти сравнялись. А иногда уровень зарплат высококвалифицированных работников превышают предложения окладов по вакансиям в офисах.

Какой уровень зарплаты в Украине вернет заробитчан?Министр соцполитики Андрей Рева говорит, что на постоянной основе за рубежом работают 3 миллиона 200 тысяч украинцев, временно – около 9 миллионов. Как вернуть наших граждан в Украину, рассуждали эксперты.

Это приводит к тому, что работа в нашем государстве есть, а работать некому. В то же время отсутствие роста экономики сказывается на уровне зарплат, и более активные украинцы либо переквалифицируются, либо ищут больших заработков за границей, выполняя работу, которая не требует специальной квалификации.

Прежде всего уезжает молодежь, которая не смогла найти достойную работу или зарплату в Украине. Это опасная тенденция, ведь именно этот слой украинских граждан наиболее подвержен дальнейшей эмиграции и после нескольких лет, проведенных за границей, часто не связывает своего будущего с Украиной.

Худшая ситуация с теми, кто не просто едет на заработки, а сознательно едет на обучение в зарубежные вузы, чтобы получить там специальность и строить карьеру за рубежом. Согласно исследованию Института общественных отношений (ISP), проведенного среди украинских студентов в Польше, только 7% из них после получения диплома собираются возвращаться на родину.

Такая тенденция грозит социальным коллапсом в Украине. Учитывая, что значительная часть украинского рынка труда находится «в тени», по статистике уже сейчас на одного работающего приходится содержание двух пенсионеров. Экономисты прогнозируют, что динамика этого соотношения только расти, а значит, давление на Пенсионный фонд будет увеличиваться – банально не хватает денег. Прогнозируется, что при сохранении нынешней динамики, уже через 10 лет украинцам нужно будет вообще отказаться от солидарной системы пенсионного обеспечения, ведь государство просто не сможет обеспечить такие выплаты.

Все эти явления связаны еще и с тем, что в Украине тратятся большие средства на подготовку по существу не востребованных на отечественном рынке труда специалистов. Недавно в этом признались в самом правительстве. «Мы не имеем точной информации о текущей потребности в профессиях и не делаем расчетов, какие специалисты нужны будут в экономике, например, через 10 лет. С 2014 года Минэкономразвития осуществляет среднесрочное прогнозирование потребности в специалистах и рабочих кадрах на рынке труда, однако качество этого прогноза оставляет желать лучшего», – отметил первый вице-премьер-министр Степан Кубив в одной из своих недавних публикаций.

Ситуацию могла бы спасти слаженная политика правительства в определенных приоритетных сферах развития экономики вместе с проведением мощной кампании по привлечению иностранных инвесторов в Украину. Улучшение инвестиционного климата помогло бы привлечь инвесторов для заработка денег именно в нашей стране. А это помогло бы решить проблему с привлечением кадров в экономику, повысить зарплаты, а значит, уменьшить отток украинцев за границу. Конечно, для этого нужно позаботиться об уменьшении уровня коррупции, защите прав собственности, обеспечить честные суды, улучшить условия для ведения бизнеса. Все эти рецепты давно известны.

Одновременно с улучшением инвестиционного климата правительство могло бы позаботиться о потребностях рынка труда. Для этого нужно минимум вмешательства самого государства в формировании повестки дня обучения в вузах – речь идет именно о роли посредника между потребностями бизнеса и самими будущими специалистами.

Политический аспект

В трудовой миграции есть еще одна миссия – украинцы не только зарабатывают деньги и приобретают опыт за рубежом, но и видят все недостатки и преимущества собственного государства. Пока преобладают недостатки. Впрочем, ситуация может измениться, ведь возвращаясь домой заробитчане не просто лучше адаптируются к условиям настоящего и являются более финансово самостоятельными, но и чаще становятся активными и сознательными гражданами.

Трудовая миграция и опыт Литвы: как не попасть в ловушку и вернуть заробитчан?В Минсоцполитики намерены стимулировать заробитчан платить страховые взносы в Украине в обмен на трудовой стаж и субсидию, что в будущем даст право на пенсию. О проблеме трудовой миграции рассказали эксперты.

С другой стороны, отток активных украинцев способствует укоренению негативных явлений в политике. Так, политики, идя на выборы, используют популистские обещания и основными своими целевыми аудиториями видят людей более старшего возраста. Это способствует такому явлению, как патернализм, – перекладыванию ответственности за положительные изменения в государстве на других. Тенденция опасная, ведь приводит к еще большим социальных дисбалансам в обществе и невозможности качественной ротации политических элит.

Очень важно, чтобы украинские заробитчане, находясь за границей, не потеряли интерес к судьбе собственного государства. Ведь эти люди могут не только голосовать на выборах, но и иметь вполне аргументированную позицию, какие именно изменения нужны нашему государству и с чего стоит начинать. Это именно та конструктивная протестная по своей сути среда, с которой могут действительно начаться положительные изменения в государстве. Правда, произойдет ли подобный прогресс в процессе конфликта с действующими институтами государства, или наоборот – при их активном содействии, действительно дискуссионный вопрос.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: