На этой неделе в Украине начала свою работу очередная техническая миссия Международного валютного фонда. Пока эксперты МВФ будут изучать состояние украинского рынка управления активами, правительство и парламент попытаются найти путь к очередному траншу кредита МВФ.
Новой дозы кредита в Украине ожидают уже давно. Но для этого мы должны выполнить ряд условий, на которые не решаемся. Фактически, сотрудничество с МВФ находилось в «подвешенном» состоянии в течение всего 2017 года. Правительство планировало привлечь больше денег, а получило лишь 1 миллиард долларов. Ситуация выглядит парадоксальной: в прошлом году Украина рассчиталась за предыдущие кредиты больше, чем привлекла, – 1,3 миллиарда долларов против одного.
Четырехлетняя программа EFF от МВФ общим объемом 17,25 миллиарда долларов начала действовать в 2015 году. Два транша Украина получила в течение того же года – всего 6,7 миллиарда долларов. Далее возникла длительная пауза, связанная с политической нестабильностью, сменой правительства и буксованием с выполнением базовых обязательств по внедрению реформ. Следующий транш Киев получил лишь в сентябре 2016-го – всего 1 миллиард долларов. После этого в Фонде стали еще более тщательно следить за выполнением требований. В апреле 2017 года МВФ таки выделил еще 1 миллиард долларов кредита. Эксперты уже тогда отмечали, что без существенного прорыва с реформами дальнейшее сотрудничество с МВФ находится под вопросом.
В правительстве и НБУ до сих пор не теряют оптимизма. Планируется, что в этом году Украина сможет привлечь не менее 3,5 миллиардов долларов кредита. Но даже если это и произойдет, программа все равно уже идет не по графику. А отдавать в 2019-2021 годах ранее взятые в кредит деньги придется, но без существенного экономического роста это будет очень трудно сделать.
Пока ситуация выглядит крайне неоднозначной. Ни в правительстве, ни в парламенте не решаются на выполнение двух ключевых «маркеров», необходимых для дальнейшего сотрудничества с Фондом. Прогноз неблагоприятный и об этом уже предупредили эксперты Всемирного банка. Время есть до июля. Далее судьба сотрудничества с МВФ под большим вопросом. А это обещает серьезные потрясения для украинской экономики.
Непростые требования?
Уже всем известно, что МВФ не требует от страны, которой предоставляет кредиты, совершать те или иные преобразования в экономике и общественной жизни. Главная цель – чтобы правительство вовремя рассчитывалось за предыдущие кредитные обязательства. Все остальное – рекомендации, которые эксперты Фонда оказывают правительству и парламенту для того, чтобы страна могла быстрее преодолеть кризисные явления в экономике и отдать те же кредитные средства с процентами.
Сейчас единственным, что еще удерживает Украину от развода с МВФ, является то, что мы вовремя выполняем все финансовые обязательства. Другое дело – какой ценой это происходит. Но данный вопрос точно нужно ставить не руководству Фонда, а представителям украинской власти. Причем как в правительстве, так и в Верховной Раде.
Два ключевых «маркера», которые нужно выполнить во что бы то ни стало для продолжения хотя бы минимального сотрудничества с МВФ, – это принятие закона об Антикоррупционном суде и приведение к рыночному уровню цен на газ. Оба вопроса лежат больше в политической плоскости, чем в экономической. И если их выполнить в нынешнем состоянии, то это как минимум приведет к существенным последствиям в политической жизни Украины. Тем более накануне избирательного 2019 года.
Эксперты Всемирного банка, которые в апреле представили новый экономический обзор для Украины, предупредили об основных вызовах, которые предстанут перед украинской экономикой в 2018-2019 годах. И прежде всего отметили необходимость продлить программу сотрудничества с МВФ, ведь пока Украина демонстрирует крайне медленное восстановление экономики на фоне высокого уровня бедности населения. «Учитывая имеющиеся макроэкономические риски и неопределенность, связанную с выборами в 2019 году, на инвестиционные настроения негативно влияют медленные темпы осуществления основных реформ и задержки с внедрением программы, согласованной с МВФ», -– говорится в обзоре.
А если не дадут?
Несмотря на то, что в правительстве пока не видят значительных угроз для экономики страны в случае прекращения сотрудничества с МВФ, риски все же существуют. И они очень серьезные.
Прежде всего Украина в последующие годы потребуются 18 миллиардов долларов для погашения внутреннего и внешнего долгов. Теоретически эти средства можно занять на внешних и внутренних рынках, однако в случае прекращения сотрудничества с МВФ сделать это будет крайне трудно. Эта ситуация будет способствовать вымыванию из экономики валютных средств, непременно приведет к повышению курса гривны. «Доллар по 50» – это не просто сказки и нагнетание ситуации. Это вполне реальный прогноз экономистов.
Прыжки курса гривны – это только начало проблем. Далее может быть еще хуже и кризис 2014 года может показаться не таким и глубоким. Обнищание населения накануне выборов в 2019 году может привести к непрогнозируемым последствиям.
Впрочем, требование от МВФ, особенно повышение цен на газ для населения уже в новом отопительном сезоне, может также существенно повлиять на рейтинги политиков. Особенно тех, кто сейчас находится у власти. Уже сейчас видно, что пока еще партнеры по коалиции БПП и «Народный фронт» мечтают как можно быстрее дистанцироваться от проблем в экономике. Один из лидеров «Народного фронта» Арсен Аваков на днях заявил, что депутаты от НФ будут настаивать на быстром создании Антикоррупционного суда и избрании авторитетного, признанного на международном уровне аудитора НАБУ.
Между тем в БПП, устами нынешнего генпрокурора Юрия Луценко, уже наметили курс на создание новой «правоцентристской» политической партии, которая «должна быть провайдером плана европейских реформ». Очевидно, речь идет о ребрендинге пропрезидентской политической силы и отдельном походе на выборы без каких-либо политических партнеров.
Интересным остается то, как себя поведет в нынешней ситуации премьер-министр Владимир Гройсман, который также имеет политические амбиции. Пока он является наиболее заинтересованным в продолжении сотрудничества с МВФ, ведь ему важно демонстрировать достижения правительства и оставаться в должности как можно дольше – по крайней мере до окончания президентских выборов. Без кредитов МВФ эти две задачи будет крайне трудно выполнить.
Планы на кредит
В пропрезидентской команде излучают уверенность – мол, транш все равно поступит. Вопрос только в его размерах и дате предоставления. Если июльский дедлайн для выполнения двух основных рекомендаций МВФ будет сорван, риски растут не только для Украины, но и для самого МВФ. Именно поэтому уже осенью разговор о кредитовании может быть совсем другой, а возможно, что диалог о дальнейшем сотрудничестве вообще будет прекращен.
Наихудший сценарий – объявление дефолта. Впрочем, украинская экономика немного набрала веса в течение последних 2 лет, поэтому вполне может продержаться без кредита еще около года. А в случае дефолта денег не получит именно МВФ. А это и коммерческие, и репутационные потери.
Но даже в случае выполнения рекомендаций транш на максимальные 3,5 миллиарда долларов несущественно повлияет на поддержку экономики Украины. Он сможет лишь гарантировать макроэкономическую стабильность, а главный вопрос – в качестве введения действительно эффективных реформ. Если их не будет, то новый транш – это лишь очередной груз на плечи налогоплательщиков.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»