Нефтепровод «Одесса-Броды» задумывался как перспективный проект по транспортировке каспийской нефти в страны Европы и снижению российского влияния на нефтяную отрасль Украины, но за 20 лет своего существования все еще не достроен полностью. «Слово и Дело» разбиралось в истории амбициозного проекта.
Строительство нефтепровода «Одесса-Броды» началось в 1996 году во время президентства Леонида Кучмы для транзита каспийской нефти в страны Европы в обход России и завершилось в 2001 году. Целью проекта было добиться диверсификации в энергетической области и снизить уровень влияния РФ.
Общая длина трубопровода составила 674 километра при мощности 14,5 миллионов тонн нефти в год, причем его строительство обошлось в 550 миллионов гривен (по курсу 2001 года – чуть более 100 миллионов долларов).
Три года после строительства нефтепровод благополучно простаивал, и лишь в 2004 году был создан украинско-польский консорциум «Сарматия», который должен был достроить трубопровод до польских Гданьска и Плоцка. Однако работы так и не начались, поскольку без гарантий поставщиков нефти не удалось найти источники финансирования строительства.
В итоге возникла идея использовать трубу для реверса российской нефти, которая шла в Словакию через нефтепровод «Дружба» - он также проходит через Броды. Совместная российско-британская «ТНК-ВР» предложила прокачивать нефть для ее отгрузки в одесском порту «Южный», причем на довольно выгодных условиях, которые позволили за год окупить стоимость строительства трубопровода.
По договору с компанией с 2005 по 2007 годы в направлении Одессы по трубопроводу прокачивалось 9,1 миллиона тонн нефти ежегодно. В этот период президент Виктор Ющенко дал несколько обещаний достроить нефтепровод на польском участке, прекратить реверс и найти источники для аверсных поставок, однако на практике они не были реализованы.
В 2009 году Ющенко подписал указ об аверсном использовании нефтепровода, и к 2010 реверсное использование трубопровода завершилось. Стартовала эксплуатация в обратном направлении, но объемы прокачанной нефти в 2010 году составили всего 80 тысяч тонн.
По двухлетнему контракту на поставки азербайджанской нефти в Беларусь, которая как раз переживала очередной виток обострения отношений с Россией, через «Одесса-Броды» планировалось прокачивать по четыре миллиона тонн нефти в год на протяжении 2011-2012 годов, однако реальные объемы были вдвое ниже, и в итоге украинская сторона осталась в убытке.
В 2011 году не реализованным остался проект прокачки небольшого количества азербайджанской нефти в Чехию. По мнению некоторых экспертов, проект был сорван под давлением РФ – Словакия не дала разрешения на транспортировку нефти через свою территорию, и государственный оператор трубопровода – «Укртранснафта» – понес убытки в размере более 400 миллионов гривен.
В 2013 году нефтепроводом заинтересовался Сергей Курченко, который планировал вернуться к идее использования трубы в реверсном режиме для поставок нефти на Одесский НПЗ, однако Майдан сорвал его планы. В том же 2013-м Еврокомиссия признала приоритетным направлением строительство нефтепровода на участке Броды – Адамова Застава (Плоцк, Польша): стоимость строительства оценили в 485 миллионов евро.
После начала российской агрессии нефтепровод снова простаивал на протяжении двух лет – с 2014 по 2016 годы, причем за это время руководство «Укртранснафты» успело откачать из нефтепровода технологическую нефть в резервуары «Привата», и вернуть нефть не удалось даже после выигранных государством судов.
В 2016 году президент Петр Порошенко заявил, что нефтепровод «Одесса-Броды» будет возрожден, а «Укртранснафта» заявила о готовности к транзиту азербайджанской нефти в страны центральной Европы. При этом участок Броды-Адамова Застава все еще не построен: для транспортировки нефти планируется использовать белорусскую часть нефтепровода «Дружба» на участке Мозырь-Плоцк, хотя пока не совсем ясно, насколько выгодна такая схема транзита для Украины.
Также в рубрике «Местные легенды Украины»:
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»