2016 год войдет в новейшую историю Украины как один из наиболее конфликтных периодов во внутренней политике. Следующий год может стать либо новым этапом на пути к поиску компромиссов, либо ознаменуется еще большей политической нестабильностью.
Анализируя интересы основных политических игроков, становится очевидно, что процесс дестабилизации может стать неуправляемым и привести к непредсказуемым последствиям. Прежде всего, несостоятельность политиков в процессе поиска компромиссов, осуществление реальных реформ и постоянная жажда доминирования собственных полукоррупционных интересов могут привести к очередному протестному взрыву. Учитывая опыт прошлых лет, массовые акции протестов могут закончиться еще более трагично, чем зимой 2014-го.
С другой стороны, процесс поиска компромиссов первым на повестку дня поставит вопрос о перезагрузке Верховной Рады, а с ней и всей системы постреволюционных договоренностей. Даже на этом этапе стороны будут конкурировать не ради желания продемонстрировать более качественный процесс проведения реформ в стране, а с целью перераспределения сфер влияния и руководствуясь реваншистскими настроениями.
Фактор досрочных парламентских выборов
«Призрак» досрочных парламентских выборов будет ключевым фактором влияния на все внутриполитические процессы в государстве. Сейчас собралась критическая конфликтная масса событий, которые могут сработать катализаторами процесса перезагрузки парламента.
Во-первых, нестабильность нынешней коалиции: собрать 226 голосов в сессионном зале становится все сложнее. Во-вторых, рост популярности оппозиционных сил, которые усилили свои рейтинги благодаря популистским обещаниям и постоянной критике действий власти. В-третьих, недовольство ходом событий в государстве отдельных групп влияния и олигархов. В-четвертых, реваншистские настроения политических беглецов, которые имеют поддержку Кремля и финансовые ресурсы для осуществления «политических диверсий». В-пятых, оживление внепарламентских партийных движений, которые планируют воспользоваться растущим уровнем недоверия украинцев к уже действующим во власти или оппозиции политическим командам. В-шестых, неблагоприятная экономическая ситуация, стагнация процесса реформ, коррупционные скандалы, медийные склоки и борьба за распределение сфер влияния могут привести к новому социальному взрыву, который в лучшем случае может завершиться договоренностью относительно перезапуска Верховной Рады.
Конечно, еще одни досрочные парламентские выборы будут мало способствовать политической стабильности в государстве, и скорее в нынешних условиях могут стать очередной угрозой национальной безопасности Украины. Однако, как свидетельствуют активные действия основных политических игроков относительно подготовки к такому сценарию, абсолютно исключать его в 2017 году не стоит.
Пересмотр Минских соглашений?
Минские соглашения – еще один фактор, который будет иметь определяющую роль не только на внешне-, но и на внутриполитические процессы.
Необходимость дальнейшего движения в направлении мирного урегулирования обусловлена двумя обстоятельствами: во-первых, боевики не соблюдают договоренностей о прекращении обстрелов и на фронте гибнут украинские солдаты. Во-вторых, Президенту нужно решать ситуацию с конфликтом на Донбассе в определенном институциональном процессе. Ведь общество требует ответов на вопросы: почему идет позиционная война, гибнут украинские солдаты, продолжаются экономические отношения с сепаратистами и тому подобное.
Интрига в выполнении Минских соглашений заключается еще и в том, что в случае их дальнейшей реализации условия договоренностей будут предусматривать внесение изменений в Конституцию. А для этого нужно 300 голосов в Верховной Раде, собрать которые будет почти невозможно. Поэтому от того, как решится головоломка с Минскими соглашениями на внешнем уровне, будут зависеть и дальнейшие сценарии развития событий во внутренней политике Украины.
Выборы в громадах
Еще один бой, который будут проходить в течение всего 2017 года, – местные выборы в объединенных громадах. Конечно, ожидать такого мощного соревнования, как на общенациональном уровне, не следует, однако весьма вероятно, что основные политические силы будут пытаться усилить свои позиции на уровне громад. И именно на этом уровне существует возможность для первого шага в большую политику для большинства непарламентских партий как с опытом борьбы за мандаты в Верховную Раду, так и без него.
Выборы в громадах будут стимулировать не только саму реформу децентрализации, но и оживят дискуссию относительно политических ориентиров украинцев в сторону регионализации. То есть, со временем жители громад смогут по-настоящему участвовать в политике, выбирая себе действительно эффективных менеджеров на местном уровне, которые и будут нести главную ответственность. С другой стороны, именно процесс децентрализации и местные выборы в громадах могут стать плацдармом для реванша пророссийских сил, которые не скрывают своих намерений вернуть Украину в орбиту интересов Кремля.
В состоянии политической стагнации
Все вышеперечисленные процессы закладывают серьезные риски для национальной безопасности Украины. Самой тяжелой в 2017 году ситуация будет именно для Президента Украины Петра Порошенко. Уровень его поддержки в обществе падает, он пока не лишился роли главного арбитра в политических процессах, однако задуматься есть над чем. Тем более основной удар придется держать именно по внешнеполитическому вектору. Сумеет ли Глава государства справиться со всеми внутриполитическими вызовами, не уступив свои позиции, но одновременно и не воспользовавшись правом на «разумную диктатуру», покажет время и развитие событий.
Наблюдая за перманентными склоками украинских политиков, возникает ощущение безысходности и закономерное возмущение гражданами таким ходом событий. Стоит отметить, конфликты среди политиков возникают не только на почве защиты своих интересов или в стремлении повысить свои рейтинги, но и от неспособности наладить системную работу.
Подобная ситуация с постоянным системным политическим кризисом повторялась уже не раз. Так, конфликты внутри коалиционного большинства продолжались весь 2005 год, который шел сразу после завершения событий Оранжевой революции. Тогда конфронтация между соратниками постепенно переросла в поиск неестественных союзников, а впоследствии привела к политическому реваншу «Партии регионов» со всеми вытекающими трагическими последствиями для Украины. Чем завершится нынешняя череда внутриполитических конфликтов – еще большей дестабилизацией ситуации в стране или, возможно, полным упадком государственности – зависит от возможности и способности политиков договариваться между собой.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»