Поездка министра Шевченко в Ниццу вызывает много вопросов – адвокат

Александр Готинадвокат

Министр экологии и природных ресурсов Игорь Шевченко подтвердил факт своего перелета на самолете народного депутата Александра Онищенко из Ниццы.

«Была такая ситуация, было трудно улететь. Я знал, что там находится также этот нардеп, и у него самолет находится в Ницце, позвонил ему и попросил помочь», – пояснил министр на брифинге в Киеве в четверг.

«Он согласился, я просто с ним прилетел. Ничего за это не платил... Никаких коррупционных действий нет», – подчеркнул Игорь Шевченко.

Он уточнил, что в Берлине смотрел футбол, а туда прилетел через Дрезден.

Министр также отметил, что был за границей только в субботу-воскресенье (6–7 июня), проинформировав премьера о том, что покидает страну, а в понедельник уже был на работе.

Система народного контроля «Слово и Дело» решила проанализировать, насколько правомерной была поездка министра экологии Игоря Шевченко, и должен ли он нести ответственность.

Адвокат Александр Готин специально для «Слово и Дело» провел правовой анализ полета министра Шевченко в Ниццу. Согласно анализу, министр экологии должен был соблюдать следующие положения:

  1. Министры Кабинета министров Украины в свое рабочее время имеют право выезжать за пределы Украины исключительно на условиях служебной командировки. Направление министра в командировку является прерогативой вышестоящего по отношению к этому министру руководителя. В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Постановления Кабинета министров Украины «Об усовершенствовании порядка осуществления служебных командировок за границу» от 11.12.1992 г. № 698, решение о служебной командировке за границу министра принимается либо первым вице-премьер-министром Украины, либо вице-премьер-министрами согласно распределенных между ними функциональных полномочий.

  2. Отбытию министра в служебную командировку за границу предшествует проведение согласовательных процедур, а именно: министр не позже, чем за 2 недели до выезда обязан подать первому вице-премьер-министру (или вышестоящему вице-премьер-министру) ряд документов (абзац седьмой пункта 1 Постановления КМУ от 11.12.1992 г. № 698): – письмо с указанием цели поездки, сроков и условий пребывания за границей, обоснованием источников финансирования; – проекты директив, указаний, технических заданий, согласованных с Министерством иностранных дел Украины; – копию официального приглашения; – смету расходов.

Согласно п. 5 раздела ІІІ Инструкции «О служебных командировках в пределах Украины и за границу» (утверждена Приказом Министерства финансов Украины № 59 от 13.03.1998 г.), откомандированный за границу министр в обязательном порядке обеспечивается денежными средствами для осуществления текущих расходов во время служебной командировки (авансом) в национальной валюте государства, куда этот министр направляется, или в свободно конвертируемой валюте.

  1. За время пребывания в служебной командировке министру оплачиваются (п. 7 раздела ІІІ Инструкции «О служебных командировках в пределах Украины и за границу») в рамках установленных нормативов расходы на: проезд, оплату стоимости проживания, бытовые услуги, обязательное страхование и ряд других статей расходов. Таким образом, расходы министра на служебную командировку за границу в обязательном порядке компенсируются в предусмотренных действующим законодательством Украины порядке и условиях за счет средств Государственного бюджета.

  2. Постановлением Кабинета министров Украины «О суммах и составе расходов на командирование государственных служащих, а также иных лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств» № 98 от 02.02.2011 г. утверждены состав расходов на командировку, суммы расходов и их лимиты.

Исходя из требований абзаца седьмого пункта 1 Постановления КМУ от 11.12.1992 г. № 698 и п. 9 Постановления КМУ № 98 от 02.02.2011 г., министры имеют прямое право на компенсацию за счет Бюджета расходов на авиаперелеты только по эконом-классу. При этом расходы на авиаперелет министра бизнес-классом (или 1 классом) компенсируются только в случае получения на такую компенсацию специального разрешения первого вице-премьер-министра (или вышестоящего по отношению к министру вице-премьер-министра).

Дополнительные сведения о частном полете министра Шевченко в Ниццу

1. Может ли министр отбыть в служебную командировку за границу без согласования такой командировки с первым вице-премьер-министром или с вышестоящим по отношению к министру вице-премьер-министром?

Нет, не может.

2. Может ли министр осуществить авиаперелет эконом- или бизнес-классом в период служебной командировки за свой счет, без компенсации из Бюджета понесенных расходов?

Если служебная командировка согласована с первым вице-премьер-министром или с вышестоящим вице-премьер-министром, то да, может. Это не является нарушением закона, при этом, если такой перелет осуществляется регулярным пассажирским рейсом авиаперевозок.

3. Может ли министр осуществить авиаперелет чартерным рейсом в рамках нерегулярного вида авиаперевозок в период служебной командировки за свой счет?

При определенных условиях и обстоятельствах такой перелет возможен. Министр при этом, помимо прочего, в рамках проведения антикоррупционных процедур должен будет подтвердить законность происхождения доходов, которые позволили ему оплатить такой перелет.

4.Может ли министр осуществить авиаперелет чартерным рейсом в рамках нерегулярного вида авиаперевозок безоплатно или за счет средств третьих лиц?

В контексте положений закона «О противодействии коррупции» от 14.10.2014 г. № 1700-VII при определенных условиях данный чартерный авиаперелет может быть квалифицирован как коррупционное правонарушение.

В соответствии с п. п. а) п. 1 ч. 1 ст. 3 закона «О противодействии коррупции», министр является субъектом, на которого распространяется действие данного закона.

В части первой ст. 1 закона «О противодействии коррупции» раскрывается содержание понятия «подарок» - это преимущества, услуги, нематериальные активы, которые предоставляют/получают бесплатно.

В соответствии с требованиями ст. ст. 23, 24 закона «О противодействии коррупции», министр в случае предоставления ему третьими лицами возможности бесплатного чартерного авиаперелета, по закону, помимо всего прочего, должен был отказаться от этого предложения.

В противном случае для него наступает юридическая ответственность за коррупционное правонарушение.


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...