В жизни каждого украинца возникают моменты, когда приходится испытывать злоключение под названием «обращение в паспортный стол». Во-первых, это получение первого гражданского паспорта в 16 лет. Во-вторых, и в-третьих – вклейка новых фотографий в 25 и 45 лет. И в последнюю очередь по частоте – смена фамилии и места прописки. Журналист «Слова и Дела» на собственном опыте проверила, произошли ли какие-то изменения в сфере предоставления украинцам административных услуг.
Зачем это делать
По закону, оформление гражданского паспорта – крайне нехлопотливая, быстрая и простая процедура. Но по факту – это бюрократический ад. Мифы и анекдоты о «паспортных столах» – юмор только отчасти. В целом, «предания» об оформлении документов оказываются правдивыми.
Для получения своего первого паспорта нужно немного: заявление, свидетельство о рождении и 2 фотографии размером 3,5х4,5 см. Примерно такой же набор и при «возрастной» вклейке фотографий. За исключением того, что придется прихватить свой паспорт. А меняющим паспорт по смене фамилии, кроме лишней фотографии нужно захватить и документ, на основании которого эта смена происходит, например, свидетельство о браке. Правда, самое интересное начинается после, когда вы узнаете, что каждый старается вам (не)помочь его оформить.
Несоответствие законодательству возникает еще на этапе подачи документов. Во-первых, на официальном веб-портале центра административных услуг в г. Киеве, будут утверждать, что фотографии нужны матовые. На деле, при подаче документов вас обязательно отправят переделывать их на глянцевые (средняя стоимость фото на документы в Киеве 40 грн за 4 фото). Во-вторых, окажется, что подать документы вы можете в три разных инстанции: в ЖЭК, отделение Государственной миграционной службы (он же паспортный стол) и в Центр предоставления административных услуг. В принципе, принять документы должны в каждом из мест. Но по возможности постараются перенаправить «на другой день», в «другой кабинет», в «другое место».
Уточнять все интересующие детали лучше по телефону до выезда в госструктуру. Как показывает практика – лучше сразу во всех местах, куда можно подать пакет документов. И первое, что вы должны учесть – обслуживать вас будет только тот паспортный стол или «окно» центра админуслуг, к которому вы прикреплены пропиской. Обратиться в ближайший, даже если вы живете в другом городе, не получится, придется все равно ехать в родной.
Что нужно помнить
Предмет нынешнего эксперимента – замена паспорта в связи со сменой фамилии с киевской пропиской в Святошинском районе. К сожалению, даже с помощью телефонных инструкций защититься от распространенных ошибок не получится. Но подстраховаться перед переоформлением документов все же можно.
Ошибка №1. Поверить на слово
Скорее всего, по телефону «административного окна» вам порекомендуют обратиться напрямую в свое районное отделение Государственной миграционной службы. Аргументом оператора на другом конце провода окажется то, чего так все боятся – очередь. В то же время, в отделении ГМС вам скажут тоже самое. Совет: очереди не избежать. Выбирайте, куда удобней добираться. Уточните по телефону, какой конкретно кабинет вам необходим и узнайте точное время приема именно у него, иначе вы услышите общие часы приема граждан.
Ошибка №2. Уладить по-быстрому
По-быстрому уладить вопрос в городе Киеве точно не получится. Несколько часов очереди – это то, что гарантировано, ждет любого: будь то центр админуслуг или паспортный стол. Совет: запаситесь терпением, освободите целый день.
Ошибка №3. Разобраться на месте
Не ожидайте, что сможете решить проблемы с недостающими документами, ксерокопиями и заявлениями на месте. Совет: Подготовьте весь «пакет» заранее, особенно это касается утерянных, украденных и «просроченных» паспортов: в таких случаях обязательна квитанция об уплате госпошлины (34 грн за потерянный и 51 грн за просроченный паспорт), и акт-копия постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, выданная МВД. В случае же «просрочки» вклейки фотографии, необходимо составить акт о просрочке. Приготовьтесь, что очередь придется выстоять несколько раз: за актом, за квитанцией, и искать, где сделать их ксерокс. Важно! Госпошлина изымается с физических лиц за переоформление гражданского паспорта только в случае утери, кражы или «просрочки» паспорта. В других случаях органы Миграционной службы, ЖЭКа или Центра предоставления административных услуг требовать квитанцию об оплате не могут: по закону, оформление-переоформление – бесплатное.
Ошибка №4. В ожидании сервиса
Не стоит ожидать, что госработники, к которым вы обратитесь «просто спросить» дадут вам правильные ответы. Если вам говорят, что вам в «5 кабинет», вполне может оказаться, что вам в «9 кабинет». Совет: Читайте таблички на дверях и просто смиритесь, что вежливого обращения, услужливости или помощи здесь нет. Помните про обеденный перерыв, который в госструктурах длится (де-факто) с 12:45 до 14.15. По закону на оформление нового паспорта у ГМС есть 30 рабочих дней, на вклеивание фотографии – 5 рабочих дней. По факту нормы и граничные рамки нарушаются.
Личный опыт
Подачу документов на оформление паспорта в связи со сменой фамилии в Святошинском отделении Государственной миграционной службы Украины по адресу ул. Гната Юры, 9, можно назвать успешной. Пройдены: три очереди в два «неправильно посоветованых» кабинета и один верный – 5 часов, зря снятые ксерокопии – 5 грн, переделанные фото – 40 грн. Кроме того, нарушение временных рамок обеда и приема граждан, решение сотрудниками отделения ГМС «личных вопросов», отсутствие кондиционирования, воды и туалета для посетителей.
Стоит отметить, что в недалеком будущем украинцев ждет переход на новый паспортный образец: с 1 января 2016 года граждане страны будут получить пластиковые биометрические внутренние паспорта. Сейчас же остается надежда, что со сменой «корочки» на «карточку» произойдет и настоящая революция в сфере предоставления админуслуг.
Анастасия Оратовская, специально для «Слово и Дело».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»