По подсчетам Госпогранслужбы, Украина не контролирует более 400 километров своей границы. При этом, проект «Стена» в который раз затормозил из-за недостатка финансирования. А Харьковский «Завод им. Фрунзе», производящий ограждения, жалуется – государство не дает денег на строительство «Стены».
Первая партия ограждений длиной в 4,3 км, стоимостью 1,7 млн грн была заказана харьковскими пограничниками. Последующие установленные 360 метров забора уже были подготовлены за частный счет. Своей очереди ждут еще 100 метров сооружений.
«Пограничники пока не получили целевых денег на проведение работ и с начала года решают, устанавливать забор или нет, когда и за какие средства. Поэтому в какой-то момент мы приняли решение выделить средства на стартовые работы, пограничники со своей стороны привлекли волонтеров», – отметил председатель правления ПАО «Завод им. Фрунзе» Александр Василенко.
Любопытно, но премьер-министр Украины Арсений Яценюк обещал закончить первый этап работ по созданию «Стены» на границе с Российской Федерацией еще до 30 сентября 2014 года. Тогда временным правительством было выделено на эти цели 100 млн грн. Но уже к 1 октября в Кабмине решили изменить исполнителя заказа «с целью рационального использования времени». И реализация проекта перешла от Министерства инфраструктуры к Государственной пограничной службе.
В ноябре пограничники оценили стоимость обустройства 1 км государственной границы в рамках этого проекта в среднем в 3,7 млн грн. В целом, по словам председателя Государственной пограничной службы Виктора Назаренко, для обустройства всей границы Украины с Россией и Беларусью, Молдовой и Приднестровьем правительством предусмотрены расходы в размере 8 млрд 362 млн грн: в 2014 году – 96 млн, в 2015 году – 2 млрд 668 млн грн и в 2016 году – 5,5 млрд грн.
Проект сооружения границы быстро забуксовал, но после выделения Евросоюзом 235 млн грн на обустройство украинско-российской границы Яценюк решил продлить проект, правда, изменив его название. Так, 30 декабря 2014 года премьер-министр заверил, что в 2015 году на украинско-российской границе будет продолжено строительство защитной «стены». Яценюк отметил, что этот проект теперь называется «Европейский вал», а на его строительство в 2015 году предусмотрено 300 млн гривен вместо ранее заявленных 2,6 млрд. Кроме того, 18 февраля 2015 года Арсений Яценюк заявил, что в 2014 году было выделено на линию безопасности и на «Европейский вал» 235 млн гривен, а не ожидаемые 96 млн.
Возникает резонный вопрос, не те ли это 235 миллионов от Европейского Cоюза, что были освоены ГПС еще в ноябре на покупку автомобилей, кранов, экскаваторов, тракторов, наблюдательных металлических башен, служебных модулей и прочего?
Ответ на этот вопрос кроется в постановлении правительства № 458. «Согласно части шестой статьи 23 Бюджетного кодекса Украины, передать бюджетные назначения, предусмотренные в 2014 году Министерству финансов в специальном фонде государственного бюджета по программе 3511650 «Реализация программ помощи Европейского союза» в сумме 235 047,4 тыс. гривен, источником поступления которых является второй транш соглашения о финансировании программы «Поддержка секторальной политики управления границей в Украине», Министерству внутренних дел по программе 1002030 «Материально-техническое обеспечение Государственной пограничной службы Украины и содержание ее личного состава» для осуществления мероприятий, направленных на обеспечение безопасности государственной границы», – говорится в документе. Следовательно, 235 млн грн, о выделении которых в феврале отчитался Яценюк – это деньги Евросоюза, а значит, какие бюджетные средства на «Стену» выделил Кабмин, и были ли освоены 100 млн, которые выделялись правительством в сентябре? И если нет, где сейчас находятся эти деньги?
В Госпогранслужбе сообщают: «Финансирование первое для инженерного оборудования этих участков ГПС получила в конце 2014 года в размере 235 млн грн. До конца года удалось использовать 163 млн», – сказал на брифинге 5 марта помощник председателя Госпогранслужбы - пресс-секретарь Олег Слободян. Таким образом, пограничники сообщают об освоении совсем другой цифры, на 72 миллиона гривен меньше, чем уверял в феврале премьер-министр.
Кроме того, Слободян заверил, что активная фаза строительства сооружений на границе начнется уже в апреле, ведь «первое финансирование в размере 30 млн грн должно поступить в марте». Тем не менее, 3 апреля Госпогранслужба публично отчиталась о получении только 10 млн грн на инженерное обустройство границы с Российской Федерацией. А «бурная стройка» так и не началась, так же как и не привлечено 40 тысяч переселенцев из Донбасса для строительства этих сооружений.
В сухом остатке возникает слишком много вопросов к погранслужбе, Кабмину и его главе Арсению Яценюку относительно использования средств, ответы на которые «Слово и Дело» собирается продолжать искать.
Анастасия Соснова, специально для «Слово и Дело».
Примечание автора: по состоянию на 18.05.2015 года «Слово и Дело» направило ряд запросов о доступе к публичной информации в Министерство внутренних дел, Государственную пограничную службу, Кабинет министров и Государственную казначейскую службу Украины. Автор не обвиняет вышеуказанных лиц и любые государственные структуры в каких-либо незаконных действиях. Цель автора – разобраться в вопросе финансирования проекта «Стена».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»