Недавно в Министерстве экономики заявили: в государственной собственности должно остаться до 15 стратегических предприятий, остальные же необходимо приватизировать. А вчера, 12 мая, Кабинет министров Украины обнародовал постановление №271 «О проведении прозрачной и конкурентной приватизации в 2015 году». Такой ли прозрачной и конкурентной, как сказано в названии документа, — решило разобраться «Слово и Дело».
Согласно документу, Украина намерена приватизировать 13 украинских государственных операторов морских портов. Кроме того, документом предусматривается приватизация «Одесского припортового завода», «Сумыхимпром», «Центрэнерго» и всех остальных госдолей, оставшихся у государства в предприятиях тепловой генерации и облэнерго, государственные угольные предприятия и шахты, концерн «Укрторф», «Электронмаш» и «Президент-отель». В перечне также ряд предприятий, подчиненных Министерству аграрной политики и продовольствия. Всего в списке на приватизацию 286 объектов, при этом еще 43 объекта внесены в перечень запрещенных к приватизации, для продажи которых необходимо решение украинского парламента.
Экс-нардеп Анатолий Гриценко уже назвал постановление о приватизации государственных предприятий «преступлением против украинского народа». Такое заявление политик аргументирует несоответствием реальной цены предприятий и доходов, которые заложены от приватизации в Госбюджет-2015.
«В список включены предприятия, общая стоимость которых при нынешнем курсе валют составляет сотни миллиардов гривен. При том, что законом о Государственном бюджете-2015 зафиксированы на порядок меньшие доходы от приватизации - 17 млрд грн. Только Одесский припортовый завод вдвое дороже. А в правительственном продажном списке, кроме Одесского припортового, выставлен на выбор целый «шведский стол»: «Сумыхимпром», «Свема», куча облэнерго, куча горгазов, куча угольных шахт, «Укрторф», «Укрбуд», куча элитно-селекционных аграрных предприятий с десятками тысяч гектаров плодородной земли, куча недвижимости в центре столицы и в областных центрах, теплоэлектростанции, гидроэлектростанции, включили на продажу даже стратегические морские порты!!! И вот этот клондайк из 300 предприятий ваше правительство быстро, за полгода, хочет продать, причем только за 17 млрд гривен?! Это преступление против Украины», - написал в блоге на «Украинской правде» Анатолий Гриценко.
По его мнению, «прозрачной и конкурентной» приватизации ожидать не следует. «Почему не будет? Потому до сих пор не назначен руководитель Фонда государственного имущества и сам ФГИ не вычищен от торгашей предыдущей власти. До сих пор не назначен руководитель Антимонопольного комитета и АМК также не очищен от тех, кто там годами защищал монопольные интересы олигархов. Главное - за 15 месяцев после Майдана не сделано ни одного действенного шага, чтобы осуществить демонополизацию, чтобы действительно ввести прозрачность и конкуренцию в экономике. При таких условиях, продажа сотен крупных предприятий превратится в их скупку все теми же, известными из списка «Форбс» несколькими семьями, включая президентскую», - подчеркивает бывший министр обороны.
Эксперты также разделяют такие опасения. По мнению эксперта антикоррупционной группы «Реанимационного пакета реформ» Александра Леменова, приватизация состоится по политическим предпочтениям.
«Все, что может не регулироваться государством, должно быть продано. Но сейчас для приватизации не лучшее время. Из-за войны и жесткого экономического спада украинский Бюджет недополучит миллиарды от продажи объектов. Кроме того, мы можем увидеть распродажу предприятий на основе политических, а не экономических предпочтений. То есть приоритет на покупку гособъектов получат приближенные и лояльные к власти лица», - рассказал юрист в комментарии «Слову и Делу».
Такого же мнения и политолог Александра Решмедилова. Она считает, что в основе этой приватизации лежит политика, но сверхважно, чей человек сядет в кресло главы Фонда государственного имущества.
«Очень важно в процессе приватизации, кто же все-таки возглавит Фонд госимущества. Сейчас идет обсуждение очень громких фигур, таких как Игорь Белоус, он рассматривается на должность главы ФГИУ рядом с нынешним и.о. руководителя Фонда Дмитрием Парфененко. Как известно, Белоус - креатура команды Президента, так же, как и господин Насиров, которого с Билоусом связывают давние отношения», - справедливо отмечает эксперт.
В Кабмине обещают: российские структуры и предприятия, каким-либо образом связанные с финансированием терроризма и сепаратизма, к участию в приватизации не допустят. Но как быть с деолигархизацией - пока непонятно. В экспертных кулуарах уже поговаривают, что большая часть облэнерго и предприятий тепловой генерации скорее всего отойдет к олигарху Константину Григоришину - старому бизнес-партнеру Президента Украины Петра Порошенко, который недавно получил 50% «Винницаобленерго» всего за 176,2 млн грн.
Использовать в вопросах приватизации хотят опыт Франции. Для этого министр Абромавичус направил в Париж просьбу о предоставлении консультации эксперта от Бюро экспертизы Франции. Правда, в условиях фактического технического дефолта ни одна страна не устраивала «гаражной распродажи». Поэтому, стоит ли ожидать реальных экономических выгод от такого шага - вопрос риторический.
Анастасия Соснова, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»