Год с просроченными полномочиями. Почему не обновляется состав ЦИК?

Накануне местных выборов-2015 Верховная Рада и Президент должны решить очень важный вопрос – наконец обновить состав Центральной избирательной комиссии. Ведь у 12 из 15 членов ЦИК еще в июне 2014 года истек 7-летний срок полномочий
Центральная избирательная комиссияpic.com.ua

Накануне местных выборов-2015 Верховной Раде совместно с Президентом предстоит решить еще один важный вопрос – наконец обновить состав Центральной избирательной комиссии. Ведь у 12 из 15 членов ЦИК еще в июне 2014 года истек 7-летний срок полномочий.

В прошлом году Верховная Рада внесла изменения в некоторые законы, в том числе и в закон «О Центральной избирательной комиссии». В старой редакции закона было четко указано, что срок полномочий членов ЦИК прекращается через 7 лет (12 членов комиссии были назначены накануне внеочередных парламентских выборов, а именно 1 июня 2007 года), а вот в новой редакции ВР фактически позволила им доработать до назначения нового состава Центризбиркома. Идея состояла в том, чтобы не срывать избирательный процесс прошлогодних внеочередных президентских выборов, ведь с отставкой 12 членов ЦИК в июне 2014 года украинцы рисковали бы так и не узнать имя Президента в случае проведения второго тура выборов. Кроме того, это гарантировало определенную безопасность с юридической точки зрения в случае, если кто-то захотел бы обжаловать результат выборов.

Такая предосторожность в пользу политической целесообразности была понятна, однако игра затянулась. «Старый» состав ЦИК остался работать и во время досрочных выборов парламента в октябре 2014 года и, похоже на то, готовится к работе на местных выборах. Впрочем, спикер парламента Владимир Гройсман недавно заявил, что работа над обновлением состава ЦИК продолжается. «Эта работа ведется, и не только (по) ЦИК, но и по Антимонопольному комитету и Счетной палате. Есть много вопросов, которые обрабатываются, и будут внесены в парламент, когда будет согласованное решение», – отметил господин Гройсман.

По закону, вносить кандидатуры членов ЦИК должен Президент по согласованию с фракциями и депутатскими группами парламента. Именно в таком несовершенном подходе, по мнению экспертов, и кроется почти годовая задержка с назначением новых членов Центральной избирательной комиссии. Еще будучи в статусе одного из лидеров оппозиции во время Революции Достоинства, Петр Порошенко в феврале 2014 года заявил, что для того, чтобы президентские выборы в 2015 году могли быть признанными, необходимо кардинально изменить состав Центральной избирательной комиссии. «Сейчас надо все сделать, чтобы кардинально изменить состав ЦИК. Этот состав должен быть таким, чтобы ему доверяла вся страна, без этого произойдет только углубление кризиса. Никаких выборов с таким судом и с таким ЦИК не будет вообще», – заявил Порошенко в эфире одного из телеканалов. Впрочем, более ответственным за свои слова в то время оказался исполняющий обязанности Президента, спикер парламента Александр Турчинов. Именно с его подачи Верховная Рада в апреле 2014 года поменяла двух членов ЦИК по квоте КПУ и Партии регионов – Юрия Донченко и Александра Копыленко на представителей партии «УДАР» и ВО «Свобода» – Олега Диденко и Екатерину Березюк. Чтобы внести ясность для читателей, отметим, что еще один член ЦИК – Александр Осадчук – был назначен парламентом в феврале 2010 года по квоте тогдашней парламентской фракции Блока Литвина вместо уволенного члена ЦИК Анатолия Писаренко из-за достижения им предельного возраста для пребывания на госслужбе. Еще одна важная ремарка – 6 членов ЦИК (Андрей Магера, Михаил Охендовский, Бронислав Райковский, Жанна Усенко-Черная, Александр Чупахин, Валерий Шелудько) были повторно назначены в 2007 году из предыдущего состава Центризбиркома. То есть, находятся на своих должностях уже 15 лет!

Накануне местных выборов-2015 Верховная Рада и Президент должны решить очень важный вопрос – наконец обновить состав Центральной избирательной комиссии. Ведь у 12 из 15 членов ЦИК еще в июне 2014 года истек 7-летний срок полномочий

Президент Петр Порошенко совершил первые скромные попытки изменить нынешний состав комиссии осенью 2014 года. В сентябре он внес в Верховную Раду представление, в котором предлагал назначить новым членом ЦИК своего уполномоченного представителя на президентских выборах в 2014 году Светлану Кустову вместо сестры одиозной «регионалки» Татьяны Лукаш. Впрочем, проект представления был отозван в ноябре 2014 года, так и не будучи рассмотренным народными депутатами 7-го созыва.

В новой Верховной Раде, даже имея большинство, Президент не спешит с внесением кандидатур для обновления состава Центризбиркома. По традиции, перед внесением кандидатур, Президент должен учесть предложения всех фракций парламента. Впрочем, такие действия главы государства не являются законодательно закрепленными – по факту, он может вносить свои кандидатуры без согласования. Однако в таком случае народные депутаты могут не поддержать то или иное кадровое предложение Президента. Нардепы из «Блока Петра Порошенко» уже несколько раз намекали, что изменения в составе ЦИК могут произойти после внесения изменений в Конституцию в вопросе децентрализации власти на местах. Мол, такой системный подход будет способствовать общему духу реформирования страны. Говорят, что накануне местных выборов в команде Президента не хотят, чтобы несколько мест в составе ЦИК досталось представителям оппозиции из «Оппозиционного блока». Имея в своем арсенале такое мощное оружие, как полномочия члена комиссии, представитель от оппозиции может существенно повлиять на результаты выборов в прифронтовых восточных и в пророссийски настроенных некоторых южных регионах Украины. При этом, представители нынешней власти часто вспоминают недавнюю историю с парламентскими выборами 2012 года, когда именно представительница от Партии регионов в ЦИК Татьяна Лукаш была ответственна за одномандатные округа в Киевской и Черкасской областях, в пяти из которых не удалось установить результат. Тогдашние представители оппозиции в парламенте – фракции «Батькивщины», «УДАРа» и «Свободы» – настаивали на том, что у их выдвиженцев просто украли победу.

Существует большая проблема с общим подходом к вопросу о назначении членов ЦИК, о которой предпочитают не говорить ни нардепы, ни Президент. Это вопрос квотирования или политико-партийного представительства в Центральной избирательной комиссии. Эксперты уже много лет говорят о том, что в сам закон «О Центральной избирательной комиссии» нужно внести изменения, которые сделают невозможным политическое квотирование при формировании состава ЦИК. Чтобы достичь действительно нового подхода к вопросу формирования ЦИК, а следовательно и к проведению выборов, стоит раз и навсегда отказаться от партийных и политических квот в составе комиссии.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

Загрузка...