Зеленский впервые с начала войны дал интервью российским СМИ: главные тезисы

Президент Украины Владимир Зеленский дал интервью российским журналистам впервые после вторжения рф. Основными темами беседы стала война в Украине – прогнозы о дальнейших событиях, пути решения, эффективности переговоров, отношения к политике президента рф Владимира Путина и опровержение пропагандистских мифов.

С президентом Украины в воскресенье, 27 марта, созвонились представители таких российских СМИ - главный редактор «Медузы» Иван Колпаков, главный редактор телеканала «Дождь» Тихон Дзядко, писатель и журналист Михаил Зыгарь, корреспондент «Коммерсанта» Владимир Соловьев. Интервью было взято по Zoom.

Мы публикуем главные тезисы и ответы Зеленского на вопросы журналистов.

«О боевых действиях в Украине сейчас, ситуации в Мариуполе и об информационном хаосе в подаче новостей».

  • Хаос информационный — понятно, чем он вызван. Реальность такова. Город Мариуполь заблокирован российскими военными. Заблокированы все въезды и выезды из города. Заминирован порт. Гуманитарная катастрофа внутри города — однозначно, потому что заехать с продуктами питания, лекарствами и водой туда невозможно. Российские военные обстреливают гуманитарные конвои. Убивают водителей. Что происходит с этими грузами, я вам не могу сказать. Многие из них были отвезены назад…

  • По нашим данным, более двух тысяч детей вывезено. Их точная локация неизвестна. Они могут быть там как с родителями, так и без. В общем, это катастрофа. Я не могу вам передать, как это вообще выглядит. Это страшно…

  • Просто валяются трупы — их никто не убирает — российских солдат и граждан Украины. Всех.

«О потерях рф на войне, списках погибших и пленных».

  • Составляются списки. Наши ребята, я знаю, составляли списки — военные ребята. Все, кто в плену находится — все списки есть, данные эти есть… Я думаю, все списки у российской стороны есть. Военные наши обращались к ним по поводу обмена. Так же, как и российская сторона обращалась к украинской стороне. А чтобы вообще говорить о каких-либо обменах, показываются списки. Мы не держим в секрете, кто у нас военнопленный — в большинстве своем. Поэтому списки передавались…

  • Я считаю, что есть договоренность менять всех на всех. Я сказал: если они будут воровать детей, мы всячески, конечно… Это все закончится тем, что не будет никаких переговоров, ничего не будет.

  • Я просто не уверен, что им эти списки (вообще) надо. Потому что, как только появляются (в пабликах) какие-то эти пацаны (то есть российские солдаты) — там просто дети… Особенно вот эти — 2003-2004 год… Я вообще удивлен…

  • Я поэтому думаю, что они не хотят показывать, что с трупами. Слушайте, даже когда собака или кошка умирает, так не поступают. Это в общем, как… Это мусорные пакеты.

«О личном отношении к россиянам после 24 февраля 2022 года»

  • Несмотря на то, что я президент и должен быть достаточно прагматичным человеком, отношение после 24 числа ухудшилось. Ухудшилось очень сильно. Потеряна эмоциональная составляющая (отношения) к российской федерации, к народу….Отношение ухудшилось у всего населения.

  • Сегодня, за этот месяц, произошел глобальный, исторический, культурный раскол. Глобальный. Это не просто война. Я считаю, что это все гораздо хуже.

  • И я считаю, что вот это — то самое страшное разочарование, которое произошло. Разочарование, перешедшее в ненависть народов. У меня нет ответа, как это можно вернуть. У меня нет ответа, вернется ли это вообще когда-нибудь. Я не пророк. И это решать будут как раз те люди, которые…

«О переговорах Украины и россии – пункты о русском языке, гарантиях безопасности и «денацификации»»

  • «Денацификация и демилитаризация» — вообще мы не обсуждаем это. Я сказал, что наша группа… Мы вообще не сядем за стол, если будем говорить о какой-то «демилитаризации», какой-то «денацификации». Для меня это непонятные абсолютно вещи.

  • Что касается пункта защиты русского языка…Каждый следующий день войны ставит под вопрос вообще понимание, что такое русский язык. То есть люди этого не будут хотеть. Люди не будут хотеть читать, смотреть кино, говорить. … У нас все говорят, как хотят, на любом языке. У нас больше 100 национальностей живет в стране. Поэтому мы сказали, что только зеркальное уважение. Русский язык обсуждается, как я вам и сказал. Уважение к языкам народов-соседей — меня интересует такой договор, я хочу его подписать со всеми соседними странами. Меня интересуют Россия, Венгрия, Польша — у нас много разных исторических вопросов. Румыния и так далее…

  • Четвертая история — гарантии безопасности и нейтралитет, безъядерный статус нашего государства. Мы готовы на него идти. Это самый главный пункт. Это был первый принципиальный пункт для рф, насколько я помню. И насколько мне помнится, они из-за этого начали войну. И чтобы была безблоковость — чтобы, собственно говоря, в Конституции Украины была безблоковость.

«О референдуме и изменениях в Конституцию после переговоров»

  • Нас интересует, чтобы эта бумага превратилась в серьезный договор, который будет подписан… Это я сейчас перейду к референдуму. Который будет подписан там, где пункты гарантий безопасности, всеми гарантами этой безопасности. Он обязательно должен быть ратифицирован парламентами стран-гарантов, это два.

  • И обязательно должен быть референдум в Украине. Почему? Потому что у нас есть закон про референдумы. Мы приняли его. Изменения того или иного статуса… А гарантии безопасности предполагают изменения конституционные. Понимаете, да? Конституционные изменения. Это две сессии.

  • Что такое две сессии? По-другому конституцию нельзя поменять. Две сессии — это год…Поэтому референдум — потому что только народ может принять решение, что будет такой статус и такие гаранты. Референдум произойдет в течение нескольких месяцев, а изменения в конституции будут происходить минимум год согласно действующему законодательству. Минимум год.

  • Референдум невозможен, когда есть присутствие войск. Это невозможно. Это то, что было в Крыму. Какой это референдум?

  • Надо, чтобы российская сторона начала привозить юристов. Хотя бы людей, которые имеют образование юридическое, а не только военных.

«О фейковых документах по нападению на рф, «взятии Крыма и «биолабораториях»».

  • Я не знаю, что это за документ (что ВСУ планировали упреждающий удар, планировали первыми напасть на Донбасс – ред.). Мне сложно вообще сказать. Если б я его видел, я бы вам ответил. Фейковость всех документов, которые говорят о нападении (Украины) на Донбасс — 100%.

  • Недавно был еще один документ, вот этот я уже видел. Его показали как раз как вы в начале сказали — Соловьев, но не тот…Где мой приказ по захвату Крыма. Я, конечно, Владимир Александрович, но написано по-украински. Но, обратите внимание, там везде подпись моя стоит «В.А. Зеленський». Ну просто «А» не существует. Я — «В.О.». Если по-украински. Эти вещи — их очень много.

  • О биолабораториях - да, это анекдот. Тут мне нечего объяснить. Ну, нет у нас. Ну, мы б с удовольствием. У нас нет. Ядерного оружия нет, химических биолабораторий и химического оружия нет. Не существует этого.

«О военной цели Украины, военной победе»

  • Максимально уменьшить количество жертв, сократить сроки этой войны. Вывести войска рф на компромиссные территории — а это все, что было до 24 февраля, до нападения. Пускай вернутся туда. Я понимаю, что заставить россию полностью освободить территорию невозможно, это приведет к третьей мировой войне. ..Я все понимаю и отдаю себе в этом отчет. Поэтому я и говорю: это компромисс. Вернитесь туда, с чего все началось, и там мы попытаемся решить вопрос Донбасса, сложный вопрос Донбасса.

Полный текст интервью опубликован на портале Медуза.

Напомним, на минувшей неделе Зеленский выступил на саммите НАТО и заявил, что Альянс еще может предотвратить смерти украинцев от ударов россии. Президент Украины также обратился к G7 и призвал ввести полное эмбарго на торговлю с рф.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО