В Давосе в эти дни проходит очередной Всемирный экономический форум. В рамках «Украинского завтрака» на форуме президент Петр Порошенко заявил, что считает 2017-й годом роста инвестиций для Украины.
«Инвесторы доверяют Украине. И я горжусь, что 2017-й стал годом роста инвестиций в нашу страну. Мы будем и в дальнейшем продолжать сотрудничество с международными партнерами, в частности МВФ. Мир видит, что Украина – важный партнер для инвесторов», – сказал президент.
По его словам, повышению доверия иностранных инвесторов к Украине способствовало проведение ряда реформ и активизация их внедрения. Среди этих реформ Порошенко назвал приватизацию, пенсионную и судебную реформы. Слова президента звучат оптимистично. «Слово и Дело» решило проанализировать, сколько инвестиций Украина получила за прошлый год и что мешает их притоку.
2017-й – год инвестиций?
По данным Государственной службы статистики, объем иностранных капитальных инвестиций в Украину в прошлом году значительно уменьшился. В январе-сентябре он составил почти 4,8 млрд грн, что в 1,3 раза меньше, чем за аналогичный период 2016 года.
Страны Европейского Союза с начала прошлого года вложили в украинскую экономику 597,3 млн долл., главными инвесторами стали Кипр и Великобритания. Растут инвестиции со стороны Германии. В Министерстве экономического развития и торговли Украины сообщили, что по состоянию на октябрь Германия вложила в нашу экономику 1,8 млрд долл., из них 1,1 млрд долл. – в промышленность.
Кроме того, на 37% выросли инвестиции от Европейского банка реконструкции и развития (до 800 млн евро). «Это значительный подъем с 2016 года и сильный старт для 2018 года. Мы надеемся достичь показателей 2014 и 2015 годов, когда инвестиции превышали 1 миллиард евро», – сказал директор ЕБРР в Украине Шевки Аджунер.
Отметим, что при этом Украина в прошлом году не получила очередной транш от Международного валютного фонда, под вопросом также финансирование от Евросоюза.
Почему в Украину не хотят вкладывать деньги
Причины, почему приток инвестиций в Украину падает, на самом деле, лежат на поверхности. Инвесторов отпугивает высокий уровень коррупции, недоверие к судебной системе, нестабильность национальной валюты, монополизация рынков и, конечно же, военный конфликт Украины с Россией. При этом, сколько бы украинские политики ни рассказывали об успешных реформах, все видят, что эти реформы тормозятся.
«Хочу назвать сферы, где реформы затягиваются. Это судебная реформа, антикоррупционные институциональные основы, в частности антикоррупционный суд, земельная реформа, приватизация государственных предприятий. Это те сферы, где необходим прогресс. Иначе не следует ожидать инвестиций, без которых не будет быстрого развития», – четко заявили в Европейском парламенте.
У МВФ для выделения очередного транша почти те же требования. «Условием для четвертого пересмотра программы является принятие закона о приватизации, который обеспечит прозрачную продажу госактивов, также требованием была уже принятая пенсионная реформа. Мы сейчас оцениваем, насколько она соответствует пенсионной системе. Необходимо также создание антикоррупционного суда и урегулирование вопроса с ценами на газ – постановление, которое было принято в феврале правительством», – заявил представитель организации в Украине Йоста Люнгман.
Впрочем, закон о приватизации государственного имущества Верховная Рада уже приняла в середине января. Отметим, что в документе выписана возможность использовать для иностранных инвесторов норму «английского права». В Минэкономики считают, что это повысит привлекательность украинских объектов для иностранных покупателей.
В ЕБРР уже заявили, что закон о приватизации положительно повлияет на приток инвестиций.
«Я думаю, что в этом контексте принятый на прошлой неделе в парламенте закон о приватизации позволит привлечь больше крупных иностранных инвесторов», – сказал Аджунер.
Во Всемирном банке среди необходимых реформ называют земельную. Глава организации Джим Ен Ким считает, что повышение прозрачности и открытия рынка земли увеличит инвестиции в Украину.
«Приход инвесторов в этот сектор приведет к повышению производительности. Для миллионов людей – владельцев паев и участков – это дополнительные доходы от аренды, это даст возможность наполнить бюджет и освободить средства, которые можно будет направить на другие направления, в частности на охрану здоровья», – считает Ким.
В Национальном банке Украины назвали свои условия, при которых в страну придут иностранные инвестиции: «Инвесторы будут приходить в страну лишь тогда, когда у нас будет стабильная макроэкономическая среда, чтобы ее достичь, прежде всего речь идет о стабилизации инфляции. Именно этот ключевой фактор может обеспечить стабильный приток инвесторов».
Перспективы инвестирования в Украину: мнения экспертов
Эксперт по конституционному праву Александр Москалюк считает, что с появлением антикоррупционного суда в Украине не следует ждать инвестиционного бума: «Многие эксперты сейчас отмечают, что с появлением антикоррупционного суда в Украину придут инвестиции, не понимая до конца, что количество антикоррупционных дел не так уж велико в общем объеме. Меня немного удивляет такая односторонность, потому что гораздо важнее, чтобы в Украине существовал и успешно действовал институт защиты прав собственности инвесторов».
Экономический эксперт Олег Гавриш заявил, что для привлечения иностранных инвестиций Украине необходимо решить проблему с войной на Донбассе.
«Борьба с коррупцией продвигается крайне слабо, инвесторы не хотят идти в Украину, а кроме антикоррупционного суда, ничего особо предложить мы не можем. Все для своих. Олигархи разобрали отрасли среди своих. Это все прекрасно понимают, а чтобы что-то изменить, нужна политическая воля», – отметил он.
Возвращаясь к форуму в Давосе, эксперты считают, что сегодня эта площадка не дает тех возможностей для привлечения инвесторов, как раньше.
«В 2005 году Украина презентовала свои инвестиционные проекты на форуме. Это был плацдарм демократии и развития либеральной экономики. Но прошло 13 лет. Результаты достаточно печальны. Даже робкие надежды украинской делегации привлечь инвестиции напрасны. От того Давоса, который был раньше, ничего не осталось», – считает директор Киевского института мирных исследований Андрей Мишин.
Напомним, министр финансов Александр Данилюк в Давосе рассказал, когда Украина получит новый транш от МВФ.
Александра Худякова, специально для «Слова и Дела»