Изменения в Конституцию в части децентрализации: к чему готовиться

Читати українською
Александр Радчукполитолог

На этой пленарной неделе в Верховной раде обнародован текст изменений в Конституцию Украины в части децентрализации власти. Это уже вторая попытка монобольшинства во главе с президентом закончить реформу децентрализации. На доработку потратили почти 2 года после того, как Владимир Зеленский в январе 2020-го отозвал соответствующий президентский законопроект №2598 «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)».

Новый документ, который может появиться в повестке дня Верховной рады уже в январе – феврале 2022 года, существенно отличается от предыдущей версии. Впрочем, несмотря на ряд положительных изменений в развитии местного самоуправления и децентрализации, остаются некоторые дискуссионные вопросы, которые так и не удалось урегулировать на данном этапе. Вероятно, часть этих вопросов будут решать уже в ходе подготовки законопроекта к голосованию – над дискуссионными вопросами будет работать межкомитетская межфракционная рабочая группа в парламенте.

Следует сразу отметить: чтобы принять изменения в Конституцию, нынешней власти придется существенно постараться. Ведь сначала документ должен быть направлен большинством голосов на рассмотрение Конституционного суда. И только после одобрительного заключения законопроект может быть снова передан на рассмотрение парламента уже на следующей сессии, а для его принятия понадобится конституционное большинство в 300 голосов. В таких условиях и на фоне падающих рейтингов пропрезидентской политической силы, для нахождения необходимого количества голосов осенью 2022-го нужно будет приложить незаурядные усилия и достичь компромиссов со многими политическими игроками.

Децентрализация на марше

Законопроект предусматривает существенные изменения в Основном законе в части децентрализации. Прежде всего – общины станут новыми административно-территориальными единицами, соответственно будет закреплено новое административно-территориальное устройство.

Обещание на все времена: кто и как обещал ликвидировать местные госадминистрацииЛиквидировать областные и районные госадминистрации, а также сделать должности руководителей регионов выборными политики обещают уже давно. Подробнее – в материале Слово и дело.

Следующие существенные изменения – вместо местных государственных администраций будут созданы префектуры, а областные и районные советы получают собственные исполнительные органы.

Важно, что согласно изменениям в Основной закон, общины получат не только большие финансовые возможности, но и большую свободу в решении вопросов местного значения, которые государство не передало в компетенцию других органов – речь идет о реализации так называемого принципа субсидиарности.

Важное изменение по сравнению с предыдущей версией законопроекта – полномочия органов местного самоуправления не будут прекращаться на время рассмотрения Конституционным судом дела о нарушении актом местного самоуправления Основного закона в части обеспечения суверенитета и территориальной целостности. Именно такими полномочиями наделят префектов, впрочем, в новой редакции законопроекта префекты действительно будут иметь больше контролирующую функцию, а не блокирующую.

Не менее интересным нововведением законопроекта является то, что внеочередные местные выборы назначаются не Верховной радой, а Центральной избирательной комиссией безотлагательно. Конечно, такое состояние дел может несколько снять нагрузку с парламента, однако фактически лишит влияния законодательного органа на процессы в регионах.

С кем префекты?

Больше всего дискуссий вызывает вопрос подчинения префектов, которые должны олицетворять центральную исполнительную власть. Причина в центре влияния: кому непосредственно должен подчиняться префект – президентской или правительственной вертикали?

Неработающая вертикаль: что не так с назначением глав ОГАУже в этом году областные госадминистрации и их руководителей должны были заменить новые контролирующие институты власти ‒ префектуры и префекты. Стоит ли ожидать завершения реформы и какие риски возможных изменений ‒ анализировал политолог Александр Радчук.

С одной стороны, именно президент, согласно Конституции, является гарантом Основного закона и должен быть на страже национальной безопасности и территориальной целостности. С другой стороны – президент по той же Конституции не является главой исполнительной ветви власти согласно парламентско-президентской модели функционирования Украины. Эту дилемму должны решить народные депутаты – а именно порядок назначения, увольнения и подчинения префектов.

В новом законопроекте префекты являются государственными служащими, которых будут выбирать на конкурсной основе. Кроме того, срок каденции префекта — 3 года, тогда как и местные власти, и президент избираются на 5 лет.

Политические последствия

В случае подчинения префектов президентской вертикали – такой шаг значительно усилит президентскую команду и влияние на процессы в региональной политике.

Такой ход событий откровенно поддерживается в пропрезидентской команде в парламенте и в Офисе президента. А еще одним из сторонников именно такого распределения – является нынешний министр развития общин и территорий Украины Алексей Чернышов, непосредственно в правительстве отвечающий за реализацию реформы децентрализации.

Еще одно важное значение вопроса изменения Конституции в части децентрализации может иметь в контексте процесса мирного урегулирования, ведь один из пунктов Минских соглашений предусматривает проведение в Украине конституционной реформы, ключевым элементом которой является децентрализация.

Именно поэтому изменения Конституции в части децентрализации однозначно станут топ-реформой в следующем 2022 году. Хотя путь к имплементации будет трудным, а эффект от непосредственного воплощения реформы украинцы почувствуют в лучшем случае с 2025-го года.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: