В Министерстве развития экономики подсчитали уровень ее тенизации в период января-сентября 2020 года. По мнению чиновников, в «тени» находится около 31% ВВП Украины. И это на 3 пункта больше показателя января-сентября 2019-го года, отмечают чиновники.
Для рядового читателя такие цифры могут показаться слишком оптимистичными. И действительно: еще в 2015-м и эксперты, и чиновники отмечали, что около 50% отечественной экономики работает в «тени». По данным тогда еще Министерства экономического развития и торговли, в первом полугодии 2015 года около 47% экономики страны работало в тени. Это был самый высокий показатель за предыдущие 5 лет: так, в 2011-м уровень «тенизации» оценивался в 34%, в 2014-м ‒ составил 41%.
Эксперты называют такие цифры оптимистичными и приводят другой диапазон значений ‒ от 50 до 70% экономических отношений в Украине проходят без какого-либо участия государства. Это намного выше, чем средние показатели в странах ЕС. Так, по подсчетам ученых Лионского университета в начале 2010-х годов, среди стран ЕС наиболее «теневой» считается Болгария: там нелегально работает 30% бизнеса. Хотя в среднем по Европе этот показатель достигает отметки в 18,3%. То есть, нынешние показатели почти вдвое больше среднего уровня в Европе.
В Кабмине подчеркивают, что основными причинами увеличения тенизации украинской экономики стали пандемия и усложнение условий экономической деятельности, сформированные в результате введения вынужденных ограничительных мер.
В своей предвыборной программе президент Владимир Зеленский обещал решительную борьбу с «тенью» ‒ прошло 2 года, поэтому самое время проанализировать, к каким мерам по детенизации прибегло государство, что произошло реально, и что можно улучшить в данной области?
Амнистия капиталов
Сейчас большинство информационных сообщений по детенизации экономики касаются вопроса налоговой амнистии капиталов и добровольного декларирования активов физических лиц с 1 июля 2021-го по 1 июля 2022 года.
Данный вопрос встречает сопротивление в обществе именно из-за еще одного обещания президента и его команды ‒ прогресса в вопросе деолигархизации украинской экономики.
Среди успехов команды Зеленского в направлении детенизации можно назвать вопрос легализации игорного бизнеса, хотя для окончательного и успешного запуска этого рынка пройдут годы.
Среди наиболее «затенизованных» секторов экономики в Украине называются сферы транспорта и добывающей промышленности. В сферах финансовой и страховой деятельности, а также сельском хозяйстве зафиксировано сокращение доли «тени» по итогам января-сентября 2020 года ‒ до 27% и до 30% соответственно.
Власти признают, что наиболее благоприятными факторами для «тенизации» экономики остаются низкий уровень защиты прав собственности, недостаточная эффективность судебной системы и высокий уровень коррупции. И именно по этим направлениям пока заметен незначительный прогресс в реформах, которые предлагают в Кабмине и Офисе президента.
Цифровизация экономики
Наиболее элегантным выходом в вопросе борьбы с тенизацией экономики может быть дальнейшее внедрение различных цифровых сервисов. Именно они позволяют уменьшить количество реальных «контактов» между гражданином и государством, что значительно снижает фактор коррупции в решении определенных вопросов.
Яркий пример ‒ уже давно функционирующая система государственных закупок ProZorro, которую хоть и критиковали, однако не нашли чем заменить. Действительно, подобные примеры следует применять во всех сферах сервисных взаимодействий с государством. Еще один положительный пример на этом поприще ‒ работа сервиса «Дія».
А вот любые попытки введения электронной фискализации встречают значительное сопротивление среди украинских предпринимателей. Сейчас это и не удивительно ‒ вопреки карантинным ограничениям украинцы пытаются хоть как-то выжить, применяя не всегда принятные средства, чтобы «обходить» фискальные методы контроля.
С одной стороны, любое усиление фискального мониторинга негативно воспринимается в обществе, хотя государство и получает больше рычагов для контроля над деятельностью предпринимателей. С другой стороны, именно IT-технологии могут стать тем фактором, который убирает из уравнения чиновников, а значит ‒ уменьшает коррупционные риски. Введение подобных систем, как «Дія» и ProZorro уже доказали свою эффективность, понемногу увеличивая доверие к государству и сохраняя значительные средства в государственный бюджет путем проведения прозрачных тендеров.
Именно такими методами ‒ своеобразными «пряниками» для бизнеса ‒ и советуют бороться с «теневой» экономикой ведущие экономисты мира. Скорее всего, любые попытки решить проблему с наполнением бюджета путем усиления административного и фискального давления на бизнес обернутся или еще большей «тенизацией» экономики, или акциями протестов. А учитывая ситуацию с продлением карантина и в целом неблагоприятным фоном для развития реального сектора экономики за последний год, стоит быть очень взвешенными в процессах детенизации.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»