Нулевая декларация: попытка детенизации или новый источник пополнения бюджета

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Уже в новом году в очередной раз прозвучала идея о необходимости введения так называемой «нулевой декларации» и обеспечения процесса амнистии капиталов. По замыслу властей подобная реформа позволит убить двух зайцев: восстановить доверие между государством и гражданами и одновременно эффективно наполнить бюджет страны.

Идея не нова и дискуссионная, но на ее внедрение политики не решались долгие годы. На этот раз заявления со стороны Кабмина и представителей монобольшинства в парламенте зазвучали с новой силой ‒ говорят, что в этой истории не обошлось без МВФ.

Первой ласточкой в 2021 году стало заявление председателя Государственной налоговой службы (ГНС) Украины Алексея Любченко, который отметил, что нулевую декларацию нужно вводить срочно. «У президента это приоритет номер один. Этот год решающий», ‒ отметил чиновник в эфире одной из телепередач.

Уже через несколько дней его тезис о необходимости провести амнистию капиталов в 2021 году поддержал и председатель парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, народный депутат из фракции «Слуга народа» Даниил Гетманцев. «Что такое налоговая амнистия? Это финансовая жизнь украинцев с чистого листа. Когда государство дает возможность вывести «в белую» заработанные доходы, с которых не был уплачен налог в течение всего периода независимости Украины», ‒ пояснил Гетманцев.

Таким решительным заявлениям предшествовала длительная история введения нулевой декларации в современной Украине. Об этом говорили и в середине 2000-х, и после Революции достоинства, однако решиться на подобный шаг так и не смогли. Стоит ли надеяться на начало жизни с чистого листа уже в 2021 году?

Без амнистии никак

Сейчас продолжаются дискуссии, как внедрять соответствующий механизм «нулевой декларации».

Так, председатель Государственной налоговой службы Алексей Любченко поддержал инициативу президента Владимира Зеленского, который назвал введение процесса амнистии капиталов приоритетным и неотложной задачей. Острая дискуссия по этому вопросу происходит и в профильных комитетах ВР с момента утверждения Кабинетом министров Плана приоритетных действий на 2021 год, одним из пунктов которого является запуск механизма амнистии капиталов.

Амнистия капиталов: успешный и провальный опыт разных стран мираВ США впервые вывести средства из тени разрешили бутлегерам, в Швейцарии – тем, кто нажился во время Второй мировой войны. Амнистию капиталов успешно и не очень проводили во многих странах мира. Когда придет черед Украины?

С точки зрения господина Любченко, в нашей стране произошла победа налогового меньшинства ‒ с 2013-го года часть населения, которая официально работала и платила налоги, стала меньше, чем та часть, которая не платит налогов. Организация схем ухода от уплаты налогов в Украине стала частью бизнес-культуры и своего рода традицией, а организаторы этих схем не считают себя преступниками. 60% потребительских расходов уходит в «тень», а средства от НДС не перекрывают расходов на обслуживание государственного долга.

По мнению председателя ГНС, государству стоит усиливать меры и ответственность за неуплату налогов, увеличить налог с продаж, позволить раскрытие персональных данных, чтобы исключить роскошную жизнь для тех, кто налогов не платит, ведь неуплата налогов ‒ самое страшное преступление, потому что является невидимым, и которое часто кому-то стоит жизни из-за недофинансирования тех или иных государственных служб и проектов.

Для того, чтобы наполнить бюджет в достаточно сложных условиях пандемии, необходимо, по мнению господина Любченко, срочно вводить «нулевую декларацию» и начинать с чистого листа, потому что времени на дискуссии по поводу процентов, которые должны заплатить за скрытые доходы, нет. И не факт, что те, кто десятилетиями не платил налогов, согласятся обнародовать свои доходы сейчас, а тем более уплатить с них налоги.

Последователем введения «нулевой декларации» является и председатель парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, народный депутат Даниил Гетманцев. Он еще в сентябре 2019-го зарегистрировал законопроект об амнистии капиталов. Внедрение этого законопроекта дало бы возможность легализовать доходы тем, кто не платил их на протяжении всего периода существования независимой Украины. Господин Гетманцев отмечает, что подача «нулевой декларации» ‒ дело абсолютно добровольное и позволяет безнаказанно легализовать происхождение своих средств и обновить свою финансовую историю. Это важно сделать именно в 2021 году накануне введения процесса автоматического обмена налоговой информацией, который вступит в силу в 2022 году. В законопроекте господина Гетманцева декларанту предлагается заплатить от 5% до 10% налога от задекларированной суммы прибыли.

В свою очередь, премьер-министр Денис Шмыгаль рассматривает процесс внедрения «нулевой декларации» как элемент привлечения дополнительного капитала в экономику Украины и надеется, что он будет запущен до конца текущего года.

Условие МВФ?

Вопрос проведения налоговой амнистии обсуждается и с западными партнерами Украины. Для них важно, чтобы процесс амнистии дал положительный результат и чтобы Украина не повторила негативный опыт стран, где такая процедура не оправдала надежд.

Налоговая амнистия: кто и что должен будет указать в нулевой декларацииВалюта, ценные бумаги, недвижимость, в том числе и за рубежом, а также нематериальные активы подлежат декларированию ради того, чтобы избавиться от грехов прошлого. Заработает ли налоговая амнистия и кого коснется?

С точки зрения западных партнеров успех этого процесса напрямую зависит от реформирования налоговой службы и, конечно, от ставки, по которой состоится амнистия капиталов. А это, по мнению экс-секретаря СНБО Александра Данилюка, политический вопрос и определить величину ставки будет непросто. «И ключевое, не должны подлежать амнистии деньги, которые заработаны коррупционным путем или каким криминальным путем», ‒ считает Данилюк.

Международный валютный фонд, который ранее критически относился к амнистии капиталов, считает нецелесообразным введение нулевой ставки при условии добровольного раскрытия информации об активах за рубежом, и рекомендует установить ставку на уровне 9%. В меморандуме МВФ говорится, что добровольное декларирование имущественного состояния будет отвечать лучшим международным практикам, включая справедливость по отношению к добросовестным налогоплательщикам, будет согласовываться с требованиями законодательства о противодействии отмыванию доходов и с антикоррупционным законодательством.

Дьявол в деталях

Как уже отмечалось, история по внедрению амнистии капиталов в Украине продолжается много лет, а количество тех, кто сегодня не платит налогов, по данным ГНС, составляет около 6 миллионов человек.

Поэтому наполнять бюджет становится все сложнее, закрома родины активно тают, а объемы теневой экономики в Украине, по официальным сообщениям Минэкономики, достигли почти 40%. Законопроект господина Гетманцева образца 2019-го года так и не был проголосован в Верховной раде, и за разработку своего варианта взялся Офис президента, о чем в мае 2020 лично заявил глава государства Владимир Зеленский.

Но если документ господина Гетманцева касался только скрытых доходов, то президентский законопроект предусматривал уже налогообложение имущества. Однако по каким-то причинам и этот законопроект не был внесен на рассмотрение парламента. Уже в сентябре 2020 сообщили о том, что в Верховной раде вскоре зарегистрируют законопроект о налоговой амнистии, который предусматривает основную ставку в 5% и срок амнистии ‒ 9 месяцев.

Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль сообщил, что в «нулевой декларации» нужно будет указать активы физического лица в виде валютных ценностей, ценных бумаг, движимое и недвижимое имущество, объекты незавершенного строительства, доли (паи) в имуществе юридических лиц и другие имущественные и нематериальные активы, как в Украине, так и за рубежом.

Однако сама собой амнистия капитала не решает вопрос теневой экономики, и ее размер не уменьшится, если и в дальнейшем будут использоваться оффшорные схемы. Ведь «зарплаты в конвертах» и неучтенные доходы ‒ это лишь небольшая часть того, что недополучает государственный бюджет. Основная же доля теневой экономики ‒ это использование офшоров.

Поэтому эксперты юридической отрасли отмечают, что результат налоговой амнистии будет эффективным при условии решения существующих проблем, чтобы не пришлось вводить «нулевую декларацию» каждые 2-3 года.

Обещание кандидата: появится ли «нулевая декларация» и в чем опасностьСлово и Дело решило проанализировать программные обещания кандидатов на пост президента Украины.

В общем, мировой опыт показывает самые разнообразные варианты проведения и результативность налоговой амнистии, и самые положительные последствия этого процесса связывают с доверием граждан к власти (а в Украине с этим большая проблема), а также с тем, насколько привлекательными для декларантов являются условия и предложения выписанные в соответствующем законе.

Наиболее успешным считается опыт Турции, где провели 5 налоговых амнистий, а амнистию капиталов 1998 года называют началом новой турецкой экономической истории. Превзошла ожидания властей амнистия 2016-го в Индонезии, хотя из-за рубежа вернулось лишь 15% средств.

В Италии количество налоговых амнистий считается уже десятками, некоторые называют этот процесс национальным видом спорта, однако хорошего результата процесс легализации капиталов достиг только в 2001-2002 годах и совпало это с переходом страны на евро. Тогда итальянцы вернули в страну более 60 миллиардов евро и уплатили налогов на сумму около 1 миллиарда евро.

Среди постсоветских стран успешным опытом амнистии капиталов может похвастаться Казахстан, в котором дважды запускали этот процесс. И хотя сумма возвращенных средств была небольшой, но это позволило правительству существенно уменьшить налоговое давление на бизнес и повысить кредитный рейтинг страны. А вот Грузия продемонстрировала полностью провальный результат: в 2005 году амнистией воспользовались лишь 8 человек, задекларировав всего 35 тысяч долларов вместо ожидаемых 4 миллионов.

Мировой опыт чаще демонстрирует отрицательные результаты легализации доходов, а также такие процессы негативно влияют на налоговую дисциплину добросовестных налогоплательщиков.

Только чтобы наполнить бюджет?

Главной целью амнистии капиталов в Украине должно быть построение прозрачных и приемлемых для подавляющего большинства членов общества правил игры, то есть законов и механизмов их соблюдения. Фактически речь идет об обновлении «общественного договора» между всеми гражданами.

Сколько денег амнистия капиталов могла бы принести в бюджет? По мнению экспертов, в «кошельках» украинцев вне банковской системы находится не менее 40 миллиардов долларов. А на оффшорных счетах состоятельных граждан ‒ более 100 миллиардов долларов. Если обладатели этих сумм оплатят в бюджет 5%, то мы дополнительно могли бы получить 7 миллиардов долларов.

Легализация сомнительных доходов: плюсы и опасности нулевого декларированияВ ВР зарегистрирован законопроект, который предлагает ввести добровольное нулевое декларирование. Декларацию смогут подать все желающие и после этого в течение 30 дней уплатить налог – 2,5 процента стоимости объекта. Оценили идею нулевого декларирования эксперты.

Нынешняя украинская власть обещает, что амнистия капиталов и нулевая декларация будет для всех. Однако воспримут ли такой шаг украинцы как достаточно справедливый?

Уровень доверия украинцев к власти чрезвычайно низок и это является следствием длительной общественной несправедливости, потому что за все время существования независимой Украины государство не смогло создать справедливые и понятные всем правила игры, обеспечить соблюдение законов всеми слоями населения. Однако определенная вина за то, что именно так сложилось, лежит на каждом гражданине, потому что никто в Украине не воспринимал закон как отражение общественного баланса. Напротив, многие видят в законодательных нормах ничто иное, как препятствие на пути к удовлетворению собственного интереса, который для многих на практике ‒ превыше всего.

Общественный договор нарушен, коммуникация потеряна, поэтому бизнесмен не платит налогов, потому что они идут неизвестно на что, чиновник ворует из бюджета, потому что бюджет не в состоянии выплатить ему надлежащий доход из-за недостатка налогов, граждане ненавидят чиновников, поскольку вынуждены им компенсировать то, что не последовало в виде налогов. И все считают виновными кого-то, а не себя. А политики, которые и должны были бы обеспечить выполнение общественного договора, так и не смогли создать эффективную систему законодательства, даже в условиях растущих рисков. И когда сегодня власть заговорила об амнистии, то прежде всего она должна провести серьезную и откровенную информационную кампанию, которая объяснит гражданам необходимость, важность и неизбежность этого процесса, возможные последствия как положительные, так и отрицательные.

Главной целью амнистии капиталов в Украине должно быть построение прозрачных и приемлемых для подавляющего большинства членов общества правила игры, то есть законов и механизмов их соблюдения. Фактически речь идет об обновлении «общественного договора» между всеми гражданами.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: