До конца 2020 года в Украине намерены провести амнистию капиталов или так называемую нулевую декларацию. Это не первая попытка власти простить бизнесу нелегальные доходы и пополнить бюджет теневыми деньгами. Практически каждый президент, приходя к власти, обещал вывести украинские деньги из оффшоров и помочь экономике. «Слово и дело» уже разбиралось, когда в Украине начнется амнистия капиталов и кто сможет в ней поучаствовать. Сегодня предлагаем ознакомиться с опытом, как позитивным, так и негативным, в других странах мира.
В Украине попытки ввести налоговую амнистию были при правительствах Яценюка и Гройсмана, в Верховную раду подавались законопроекты, которые не получали поддержки нардепов. Дать возможность украинцам начать с чистого налогового листа обещал Владимир Зеленский в своей предвыборной программе и анонсировал амнистию в скором времени. Премьер-министр Денис Шмыгаль даже озвучил более менее конкретные сроки – до конца 2020 года.
Однако сначала парламент должен принять законопроект об амнистии капиталов. В июне глава комитета Верховной рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев заявил, что проект закона согласовывается со всеми ветвями власти и «будет представлен в ближайшее время».
Суть налоговой амнистии заключается в том, что государство прощает своим налогоплательщикам прошлые долги и взамен получает дополнительные средства в экономику из теневого сектора. В разных странах этот процесс проходил по-своему и имел как позитивный, так и не совсем результат.
В США первую амнистию капиталов провели в 20-х годах XX века после «Великой депрессии» и отмены «сухого закона». Тогда бутлегерам и не только предложили легализовать теневые доходы.
В Европе первой стала Швейцария, где после Второй мировой войны легализовали капиталы Третьего Рейха.
Успешными считаются примеры амнистии капиталов в Италии и Турции. В сентябре 1998 года туркам разрешили положить на счета турецких банков неограниченное количество средств, которые не облагались никаким налогом, а их происхождение никого не интересовало. Эту реформу сейчас называют началом новейшей турецкой экономической истории. Тогда удалось вывести из тени 20 млрд долларов.
Всего в Турции провели уже 5 налоговых амнистий, в которых поучаствовала четверть населения страны.
В Испании в начале 80-х годов прошлого века людям дали возможность вложить деньги в специальный государственный фонд под небольшой процент на 5 лет. Через 5 лет государство вернуло деньги с процентами без каких-либо ограничений.
Тогда налоговая амнистия в Испании совпала с началом периода политической и экономической стабильности, поэтому люди не побоялись амнистировать крупные суммы.
Не самый радужный опыт был в Индии в 1997 году, когда налоговики все-таки начали интересоваться происхождением средств. Тогда в госказну поступило лишь 2,5 млрд долларов, при этом в стране в тот момент проживал почти 1 млрд человек.
В странах бывшего Советского Союза амнистию капиталов первым провел Казахстан в 2001 году, причем довольно успешно. В течение месяца на счета 16 банков поступило 480 млн долларов. Взамен государство уничтожило налоговые документы налогоплательщиков, добровольно прошедших амнистию.
Одновременно с амнистией на 4% был снижен НДС и на 5% – социальный налог. Под возвращенные деньги выпустили специальные госбумаги. Выведенные из тени средства дали возможность Казахстану справиться с последствиями кризиса 1998 года.
В Российской Федерации амнистию капиталов провели в 2007 году, но без особого успеха. Государство предлагало легализовать капитал под 13% подоходного налога. Желающих нашлось немного для того, чтобы страна ощутила какой-то экономический эффект.
Провальной считается амнистия капитала в Грузии в 2005 году. Предполагалось, что в бюджет поступит 4 млн долларов, однако на условия амнистии откликнулись лишь 8 человек, которые в совокупности решили легализовать 35 тыс. долларов.
Практика других стран показывает, что успех амнистии капиталов во многом зависит от того, доверяют ли люди государству, корректно ли работает судебная система, стабильна ли экономика, а также во многом, насколько эффективно проводится разъяснительная кампания перед самой реформой.
Ранее «Слово и дело» анализировало, стоит ли ожидать чуда от идеи амнистии капиталов.
Также мы разбирались, появится ли «нулевая декларация» и в чем может крыться опасность.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»