Сегодня Верховная рада в очередной раз продлила на год действие закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Данное решение поддержали 304 народных депутата, отказались голосовать или проголосовали «против» фракции «Батькивщина» и «Голос».
Что означает данное решение? Его основная задача ‒ создание условий для дальнейшего переговорного процесса по возвращению оккупированных территорий Донбасса и дипломатическому урегулированию на международном уровне. На самом деле, снова должны констатировать ‒ прошел год, а существенного прогресса в вопросе деоккупации и возвращения захваченных Россией территорий Донбасса и Крыма до сих пор нет.
Стоит ли надеяться на то, что ситуация изменится в 2021 году? На днях, в годовщину встречи «нормандской четверки», политики и эксперты снова разделились на два лагеря: тех, кто считает, что формат подобных договоренностей зашел в тупик, и тех, кто уверен, что другого пути у рамках дипломатического решения ситуации нет.
Власть во главе с президентом Владимиром Зеленским еще в 2019-м году определила декабрь текущего года как своеобразный «дедлайн» для прогресса в переговорах: мол, если не будет продвижения в вопросе возвращении оккупированных территорий, глава государства объявит о так называемом «плане Б». Но, похоже, пока от этой идеи отказались и решили действовать ситуативно.
Чего удалось достичь за год в вопросе возвращения ОРДЛО? Чего ожидают в Офисе президента и Верховной раде от следующего 2021 года? И самое главное: удастся ли в новом году заставить Россию договариваться и выполнять договоренности – в рамках действующего переговорного процесса или в рамках уже нового формата?
Движение к «замороженному» конфликту?
Среди двух достижений нынешнего переговорного процесса ‒ установление длительного режима перемирия с июля, а также обмен удерживаемыми лицами. Правда, в обоих позитивах есть много «но».
Так, последний на сегодня обмен состоялся в апреле 2020 года ‒ после этого прогресса не было. Уполномоченный по правам человека Людмила Денисова сообщила, что у боевиков находится 241 украинец. По ее словам, хоть переговоры идут вяло, однако со стороны так называемых «ДНР/ЛНР» есть позитивные сигналы относительно возможного обмена. Такого же мнения придерживается и советник главы Офиса президента Алексей Арестович, он считает, что шансы на обмен пленными до конца текущего года до сих пор существуют. В свою очередь Украина в ТКГ настаивала на том, что обмен в формате «всех на всех» должен состояться не позднее сегодняшней даты.
Не разделяет оптимизма относительно прогресса в вопросе обмена удерживаемыми лицами до конца 2020-го года вице-премьер-министр и министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексей Резников. Он считает, что процесс сознательно блокируется с противоположной стороны, ведь Украина подала все необходимые списки на обмен пленными и ждет аналогичного шага от оккупантов и России.
Так называемый «режим тишины» также трудно назвать полноценным ‒ мониторинговая миссия ОБСЕ регулярно фиксирует нарушения. «Восемнадцатую неделю подряд, с тех пор, как 27 июля вступили в силу дополнительные меры по усилению режима прекращения огня, ситуация с безопасностью оставалась относительно спокойной. В период с 16 по 29 ноября СММ зафиксировала 341 нарушение режима прекращения огня против 468 за предыдущий двухнедельный период», ‒ говорится в отчете миссии, обнародованном в начале декабря.
В Офисе президента отмечают, что количество обстрелов уменьшилось в пять с половиной раз и большинство из них ‒ это неприцельная стрельба. Информацию подтверждают и в штабе ООС. Число раненых и боевых потерь в Вооруженных силах Украины с июля существенно снизилось, однако война продолжается ‒ с 27 июля по 29 ноября на Донбассе российские наемники убили четырех украинских военных и ранили 15 бойцов.
Эксперты все чаще соглашаются в тем, что отсутствие прогресса в переговорах, а главное ‒ возможности заставить Россию на международном уровне соблюдать договоренности, уже в ближайшем будущем приведет к «замораживанию» ситуации с Донбассом. Конечно, такой сценарий станет возможным, если нынешний режим тишины продолжится, а Россия не инициирует новый этап эскалации и военного наступления на украинские территории.
Фактор международных партнеров
Новых переговоров в «нормандской формате» сознательно избегает именно российская сторона. Ведь и со стороны Франции, и со стороны Германии все чаще раздаются тезисы о необходимости изменения в логике выполнения пунктов Минских соглашений. Именно на составляющей безопасности и восстановлении Украиной своих границ в ОРДЛО акцентируют международные партнеры Украины, против такого сценария выступают в Кремле.
Вероятно, в РФ сознательно взяли паузу в ожидании изменений в международной политике в связи с очередными парламентскими выборами в Бундестаг ФРГ, которые должны состояться в сентябре 2021 года, а также первых шагов нового президента США Джо Байдена, инаугурация которого состоится в конце январе следующего года.
Поэтому пока Россия будет тянуть время Украина может занимать проактивную позицию. В частности, довольно неплохую динамику показывает история с созданием международной Крымской платформы, к участию в которой Украина еженедельно привлекает все новых и новых партнеров. Правда, в самой России, вполне ожидаемо, скептически относятся к данной идее, хотя и не исключают своего участия по отдельным вопросам, например, в восстановлении водоснабжения в Крым.
Между тем, едва ли не единственным реальным союзником Украины в вопросе принуждения Кремля к выполнению договоренностей является решение ЕС о продлении международных санкций. Так, 10 декабря лидеры Европейского Союза в ходе саммита в Брюсселе согласовали продление еще на полгода (до конца июля 2021) экономических санкций против России из-за нарушения ею территориальной целостности Украины.
Еще одним определяющим фактором для Украины в 2021 году станет позиция США. При президенте Дональде Трампе американо-украинские отношения трудно было назвать «теплыми». При этом Сенат США ежегодно продолжал оказывать военную поддержку Украине, и в целом американские политики очень хорошо понимают контекст и ситуацию в нашем государстве. Поэтому с изменением правящей команды в Белом доме есть шансы на то, что позиция США в отношении Украины станет более проактивной.
Планы «Б, В, Г» ...
Какие еще идеи может использовать Украина, чтобы сдвинуть с места ситуацию с возвращением территорий ОРДЛО? На внешнем векторе, кроме активизации дипломатических усилий, наиболее действенными могут быть только две идеи ‒ усиление санкций и введение миротворческого контингента.
Последняя идеясупертяжелая и сверхзатратная для реализации. Особенно в период общемирового кризиса и наступления второй волны пандемии коронавируса COVID-19. Кроме того, вопрос возможного размещения миротворцев ООН в Украине не рассматривается, поскольку Россия точно воспользуется правом вето в Совете безопасности ООН.
Поэтому пока что украинская делегация в ТКГ предлагает расширять возможности наблюдательной миссии ОБСЕ, в частности, увеличив численность миссии в четыре раза.
Еще одна идея, которую в рамках расширения санкций против РФ обнародовал глава украинской делегации в ТКГ, первый президент Украины Леонид Кравчук заключается в отключении России от международной системы расчетов и платежных систем, что может болезненно ударить по российской экономике.
В вопросах внутренней политики Украина должна уже весной представить концепцию экономического восстановления Донбасса, а также предложить действенную стратегию по переходному правосудию. Оба эти вопроса ‒ неоднозначные и болезненные для украинцев и гарантированно приведут к горячим дискуссиям как в обществе, так и среди политиков. К дискуссиям, которые с легкостью могут перерасти в новые политические кризисы и противостояния.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»