Кабинет министров Алексея Гончарука работает только полгода, но уже завтра, 4 марта, на внеочередном заседании Верховной рады его могут отправить в отставку. Официальных подтверждений того, что премьер-министр написал заявление нет, в то же время в монокоалиции не скрывают – правительством недовольны. Среди претензий, которые озвучили в «Слуге народа», – отсутствие улучшений в разных сферах, которые могли бы почувствовать украинцы. «Слово и Дело» предлагает посмотреть на наши претензии к Кабмину Гончарука – в виде проваленных обещаний.
Для данной публикации мы взяли только проваленные личные обещания Алексея Гончарука и его министров. Невыполненные поручения президента Владимира Зеленского (о них подробнее можно прочитать здесь) мы в этой публикации не рассматриваем.
Отметим также, что проваленные обещания есть и у других членов Кабмина, которых мы не упоминали на этой инфографике. Но мы выбрали самые масштабные и важные обязательства. Посмотреть все обещания министров можно здесь.
О том, как аналитики «Слово и Дело» отслеживают выполнение обещаний политиков, можно прочитать здесь.
Какие обещания провалил Гончарук
Новый Кабинет министров сразу же взял курс на диджитализацию своей работы: Гончарук пообещал, что с 1 октября бумажного оборота между государственными органами не будет. Через два дня после этого заявления правительство приняло решение об окончательном переходе на электронный обмен документами. После этого министры несколько дней объясняли, что документооборот и документообмен – это не одно и то же: секретные и некоторые другие документы все равно оставят в бумажном виде. Обещание не выполнено, поскольку ожидания, которые Кабмин сам завысил, он же не оправдал.
Гончарук не выполнил популярное среди чиновников обещание о том, что Украина войдет в отопительный сезон без проблем. Однако в конце ноября проблемы с теплом были сразу у нескольких городов, среди них: Новояворовск, Новый Роздол, Светловодск, Купянск. В городах без тепла была часть жилых домов, больниц и школ. Причины банальные – износ инфраструктуры и задолженность.
В декабре премьер-министр собирался подписать новую программу сотрудничества с Международным валютным фондом. В начале месяца Украина и МВФ достигли договоренности о новой программе, но ее подписание не состоялось. 12 декабря глава Национального банка Яков Смолий сообщил, что подписание программы может состояться в первом квартале 2020-го. Сроки, озвученные Гончаруком, оказались ошибочными – программа по-прежнему не подписана.
Еще одно проваленное по срокам обещание Гончарука – в январе запустить в Киевской области службу спасения «112». В феврале все еще продолжалась тестовая эксплуатация программного обеспечения системы. Но ничего, мы еще подождем. Ведь запустить службу спасения «112» украинские политики обещают уже ровно десять лет.
Также Гончарук заверял, что до 2020 года все социальные объекты будут проверены на доступ к качественному интернету. В отчете Кабинета министров говорилось, что проведено масштабное исследование относительно доступности интернета на объектах социальной инфраструктуры, но самих результатов в отчете не было. В Министерстве цифровой трансформации сообщили, что продолжают опрашивать учреждения, информацию обнародуют позже. Так что работа над выполнением обещанного все еще идет.
Какие обещания не выполнили министры
Оксана Маркарова, которая перешла из правительства Владимира Гройсмана, никак не может справиться с обещанием по трехлетней бюджетной декларации. В сентябре прошлого года министр финансов обещала внести ее в Раду в 2019 году, но в ноябре перенесла выполнение обещания на январь. Позже сроки Маркарова снова сместила: заявила, что бюджетная декларация будет представлена летом.
Также министр провалила обещание в 2019-м завершить преобразование Государственной фискальной службы в Налоговую службу. Согласно постановлению Кабмина, полномочия налоговой милиции будут оставаться у ГФС до создания нового Бюро финансовых расследований. По словам Маркаровой, Бюро будет создаваться как новый орган, и все сотрудники будут набираться на конкурсной основе. «Поэтому нет никакого смысла сейчас переводить в рамках реорганизации часть налоговой милиции в новую ГНС без конкурсов, чтобы через 4 месяца опять переводить или увольнять», – объясняла она. По состоянию на декабрь законопроект «О Бюро финансовых расследований» был принят только в первом чтении. А без него завершение реформы невозможно.
Министр охраны здоровья Зоряна Скалецкая амбициозно обещала к 2020 году создать в каждой области региональные центры общественного здоровья. Но выполнение задачи отсрочили (пока что к концу этого года), не исключено, что сроки будут переноситься снова. Центры не созданы – обещание провалено.
Андрей Загороднюк собирался до 2020 года изменить систему закупок в военной сфере, в частности, ввести «конкурс предложений». «То есть МОУ «выходит в люди» и, например, говорит: «Коллеги, мы собираемся закупать вагончики для проживания. Пожалуйста все, кто делает вагончики, давайте свои предложения». Что в вагончиках секретного? Вообще ничего. А если этого не делать, сразу плодятся коррупционные риски», – живописал министр обороны. Один из советников Загороднюка сообщил, что введение «конкурса предложений» может быть связано как с принятием законопроекта «Об оборонных закупках», так и с решением министра. Законопроект по состоянию на декабрь был принят только в первом чтении, а в Министерстве сообщили, что «конкурс предложений» не вводили. Таким образом, выполнить обещание вовремя не удалось.
Министр Анна Новосад не выполнила обещание до конца прошлого года презентовать новый стандарт дошкольного образования. В отчете Кабмина, опубликованном 14 февраля, это значится в дальнейших планах правительства.
Напомним, «Слово и Дело» проанализировало, как каждый министр выполнял обещания на протяжении полугода работы.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»