О проекте

Аналитический портал «Слово и Дело» (www.slovoidilo.ua) — первое фактчек-СМИ в Украине. Входит в четверку украинских фактчек-организаций, согласно ежегодному аудиту Reporter's Lab.

Наша цель – обеспечить реализацию принципа транспарентности и подотчетности власти, способствовать росту уровня ответственности политиков и должностных лиц перед гражданами.

Ключевым аспектом работы «Слова и Дела» является определение уровня ответственности отечественных политиков и должностных лиц на основании систематического мониторинга и фиксации их обещаний, а главное – отслеживании состояния их выполнения.

РЕГЛАМЕНТ АНАЛИТИЧЕСКОГО ПОРТАЛА «СЛОВО И ДЕЛО»

1. Поиск и фиксация обещания

1.1 «Слово и Дело» отслеживает обещания таких должностных лиц (исполняющих обязанности должностных лиц)*:

1.1.1 Президента Украины и руководства Администрации президента Украины;

1.1.2 Секретаря СНБО;

1.1.3 Премьер-министра Украины, членов Кабинета министров Украины; главы Национальной полиции Украины, главы Государственной фискальной службы;

1.1.4 Генерального прокурора Украины, руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры, директора Национального антикоррупционного бюро Украины, главы Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции;

1.1.5 Главы Службы безопасности Украины;

1.1.6 Главы Национального банка Украины;

1.1.7 Народных депутатов Украины;

1.1.8 Глав областных государственных администраций;

1.1.9 Городских голов областных центров.

*Объекты исследования зависят от общественного интереса.

1.2 Обещание – это публичное заявление, в соответствии с которым лицо должно сделать или не делать что-либо, исходя из своих должностных обязанностей, политической, партийной, моральной или гражданской позиции.

1.2.1 С целью выявления и фиксации обещаний систематически отслеживаются официальные сайты политических партий, персональные сайты и страницы в социальных сетях политиков, публичные заявления в СМИ, предвыборные программы, коалиционные соглашения, программы деятельности правительства, планы действий Кабинета министров.

1.2.2 Фиксируются только те обещания, которые содержат конкретику и могут быть верифицированы.

1.2.3 Обещание, выполнение которого не относится к полномочиям объекта изучения, фиксируется с указанием того факта, что его выполнение непосредственно не зависит от автора обещания.

1.2.4 Не считаются обещаниями и не принимаются во внимание анонсы – заявления объекта исследования, сделанные после совершения им необходимых действий и шагов для осуществления данного заявления.

1.2.5 Не фиксируются и не влияют на уровень ответственности заявления откровенно юмористического, саркастического, иронического характера.

1.2.6 Не считаются обещаниями заявления, касающиеся будущего положения вещей, но без указания роли субъекта в создании такого состояния.

1.2.7 Не конкретизированные обещания фиксируются для дальнейшего анализа только в том случае, если они содержатся в программном документе (предвыборной программе, программе деятельности правительства и т. д.).

1.2.8 Если политик или чиновник дает обещание, субъектом исполнения которого является сообщество, к которому он принадлежит (депутатская фракция, группа, объединение, комитет, правительство, парламент и т. д.), обещание фиксируется как его личное обязательство и не приписывается другим членам сообщества.

2. Отслеживание выполнения обещаний

2.1 Для определения дальнейшего статуса неконкретного обещания сразу после его фиксации «Слово и Дело» может направлять автору обещания обращения с просьбой конкретизировать, что именно подразумевается под тем или иным обещанием.

2.1.1 В случае непредоставления автором обещания конкретизации содержания обещанного, статус выполнения будет предоставлен, исходя из экспертной оценки относительно того, насколько совершенные или не совершенные действия можно считать выполнением обещанного.

2.2 Неконкретные обещания премьер-министра и членов правительства конкретизируются и детализируются с учетом Программы действий правительства и Плана действий правительства.

2.2.1 Все обещания из указанных программных документов приписываются премьер-министру. Отдельные обещания по отраслям – профильным вице-премьер-министрам и министрам.

2.2.2 Предвыборные программные обещания кандидатов в народные депутаты на очередных/внеочередных выборах в Верховную Раду от той или иной политической силы, которая прошла в ВР по спискам, фиксируются персонально для каждого кандидата и будут верифицироваться в соответствии с личными действиями объекта исследования, направленными на реализацию обещанного.

2.3. Обещания по решению одной и той же проблемы, которые содержат срок исполнения и обещания, которые его не содержат, фиксируются как разные обещания.

2.3.1 Обещание, которое содержит конкретную дату выполнения, считается выполненным только при соблюдении срока выполнения.

2.3.2 Проверка обещаний, которые не имеют четко определенных хронологических границ, осуществляется следующим образом:

  • «несколько (пару) дней» – в течение рабочей недели;

  • «неделя» – 7 рабочих дней;

  • «через неделю» – 10 рабочих дней (максимум до пятницы следующей после дня озвучивания обещания недели);

  • «несколько недель» – в течение одного месяца;

  • «месяц» – в течение 31 дня;

  • «в течение месяца»/«в этом месяце» – до конца месяца, в котором было озвучено обещание;

  • «несколько (пару) месяцев» – до 6 месяцев;

  • «квартал» – 3 месяца;

  • «полгода» – 6 месяцев;

  • «год» – 365 дней со дня заявления (от числа до числа);

  • «на протяжении этого года»/«в этом году» – до конца календарного года; «несколько (пару) лет» – до 3 лет;

  • «в ближайшее время»: в течение текущей сессии парламента – для законодательных инициатив и действий правительства; один месяц – для депутатского запроса; один год – для капитального ремонта и строительства.

2.3.3 Статус обещания, не содержащего конкретной даты выполнения, может изменяться в течение срока полномочий объекта исследования.

2.3.3.1 Если на момент проверки обещания имеются свидетельства того, что дело сдвинулось с места (создана рабочая группа, начата подготовка проектной документации, разработаны смета, разработан и зарегистрирован законопроект т. п.), обещание получает статус «в процессе выполнения». Если свидетельства не обнаружены, оно получает предварительный статус «не выполнено».

2.3.3.2 В то же время, при повторном пересмотре, в зависимости от того, как изменилась ситуация с выполнением обещанного, статус может быть изменен на «выполнено» или «в процессе».

3. Определение статуса обещания

3.1 Обещание о предоставлении определенного блага получает окончательный статус «выполнено» только тогда, когда этим благом можно воспользоваться.

3.2 Обещание, сформулированное с помощью глаголов совершенного вида, считается выполненным только при условии воплощения обещанного в жизнь.

3.2.1 Обещание, сформулированное с помощью глаголов несовершенного вида, получает статус на основании того, какие имеющиеся в распоряжении субъекта обещания возможности и в какой мере были им использованы для достижения обещанного.

3.3 Конечной датой контроля выполнения обещания, которое не содержит очерченной даты выполнения, является дата сложения субъектом обещания полномочий.

3.4 Если народный депутат обещает, что вопрос поддержит «вся фракция/группа в полном составе», для получения статуса «выполнено» необходима поддержка всех членов фракции/группы, за исключением отсутствующих по уважительным причинам народных депутатов.

3.4.1 Обещание представителя депутатской фракции или группы вроде «фракция (или группа) поддержит (или не поддержит) ту или иную инициативу» считается выполненным в случае, если соответствующим образом проголосовало большинство членов фракции или группы за исключением отсутствующих по уважительной причине, но в количестве, не меньшем минимально необходимого для принятия соответствующей инициативы.

3.5 Обещания, выполнение которых определяется в том числе и результатам голосования в сессионном зале парламента, получают статус на основании каждого чтения отдельно. Решающим в присвоении окончательного статуса является голосование за принятие решения в целом.

3.5.1 При предоставлении окончательного статуса обещанию, выполнение которого связано с результатами голосования в парламенте, принимаются во внимание такие аспекты деятельности народного депутата, как внесение альтернативных законопроектов и внесение предложений во взятый за основу законопроект.

4. Перенос обещания в раздел «Архив»

4.1 Обещания, которые касаются действия субъекта в случае наступления определенных обстоятельств, влияют на рейтинг только в том случае, если такие обстоятельства наступили. В случае ненаступления обстоятельств (невыполнения условия) обещание переносится в раздел «Архив».

4.2 В случае, если лицо по каким-либо причинам прекращает деятельность в должности, обещания, сроки выполнения которых не истекли, переносятся в раздел «Архив».

4.3 В раздел «Архив» обещание может быть перенесено, если дополнительные обстоятельства, выяснившиеся при проверке состояния его выполнения, указывают на то, что необходимые действия и шаги для его осуществления были сделаны еще до его озвучивания, а значит, такое заявление будет считаться анонсом, а не обещанием (см. п. 1.2.4).

4.4 В раздел «Архив» переносятся обещания, проверить выполнение которых невозможно из-за ограничений доступа к этой информации на законодательном уровне.

5. Обжалование статуса обещания

5.1 Пересмотру подлежит лишь состояние выполнения обещания, а не факт его фиксации.

5.2 Если субъект обещания или третье лицо не соглашается со статусом обещания, предоставляя документально подтвержденные доказательства его выполнения или невыполнения, аналитики портала принимают во внимание такие доказательства и повторно изучают корректность статуса. Если представленные доказательства являются достоверными, статус обещания может быть изменен.

5.3 Окончательное решение о присвоении статуса остается за редакцией «Слова и Дела».

Контактная информация

01033, Украина, г. Киев, бул. Леси Украинки, 3, оф. 11.

+38 (044) 234-4011

info@slovoidilo.ua

Загрузка...