Верховная рада сегодня, 31 октября, должна рассмотреть два законопроекта по деофшоризации: внесение изменений в Налоговый кодекс и законодательные акты относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических неувязок в налоговом законодательстве. Таким образом, борьбу с выводом капиталов в офшоры продолжает и новая власть. «Слово и Дело» посмотрело, что по деофшоризации пообещали президент, новый премьер и партии, а также с какими обещаниями не справились их предшественники.
Гончарук обещает провести деофшоризацию экономики
Премьер-министр Алексей Гончарук обещал в программе правительства провести деофшоризацию экономики. Сделать это предполагается последовательно, воплотив план действий по противодействию размыванию налоговой базы и выведению прибыли из-под налогообложения, направленного на предотвращение злоупотреблений международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.
Президент Владимир Зеленский в своей предвыборной программе обещал заменить налог на прибыль налогом на выведенный капитал. Отметим, что введение такого налога поможет перекрыть безналоговый отток средств в офшоры.
Аналогичное обещание давала и партия «Слуга народа», но с оговоркой: ввести налог, как только для этого возникнут необходимые экономические условия (какие – не уточняется). Также ввести налог на выведенный капитал в предвыборной программе обещали «Батькивщина», «Оппозиционная платформа – За жизнь» и «Европейская солидарность».
Порошенко обещал перекрыть все офшоры: какие обязательства провалила предыдущая власть
Партия «Европейская солидарность», кроме налога на выведенный капитал, пообещала бороться с офшорами. Это обещание они взяли из своей предыдущей программы (тогда еще «Блока Петра Порошенко»), но слегка изменили его. БПП в 2014 году обещала добиться перекрытия уклонения от уплаты налогов через офшоры, сейчас же речь идет только о борьбе с офшорами («бороться» – может не предполагать конечный результат).
Обещание из программы на выборах-2014 было провалено. Верховная рада так и не рассмотрела законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налога на выведенный капитал», хотя тогда фракция имела большинство и могла повлиять на этот процесс. Такое же обещание не выполнили мажоритарщики Виталий Куприй и Андрей Кит, а также все члены фракции БПП.
Петр Порошенко в своей президентской программе на выборах-2014 обещал, что после избрания перекроет все офшоры. Тоже не получилось. Порошенко сам оказался замешан в офшорном скандале: в 2016 году Международный консорциум журналистов-расследователей опубликовал базу данных, полученную на основе «панамского архива». В документах фигурировали около 600 украинцев, среди них пятый президент и его близкие бизнес-партнеры. Кроме того, Украина входит в топ-15 развивающихся стран, страдающих от оттока капитала в офшоры и налоговые гавани.
Обещание по деофшоризации давали и некоторые народные депутаты. Вадим Ивченко в 2016 году заявил, что «Батькивщина» внесет в Верховную раду соответствующий законопроект. Действительно, фракция зарегистрировала проекты законов «О налоговом суверенитете Украины и офшорных компаниях» и «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в связи с принятием закона Украины «О налоговом суверенитете Украины и оффшорных компаниях». По задумке, эти инициативы должны были помочь урегулированию ситуации с так называемыми офшорными юрисдикциями и остановить отток украинского капитала из страны. Однако законопроекты были сняты с рассмотрения. Обещание выполнено – толку нет.
«Свободовцы» Олег Осуховский, Юрий Бублик и Александр Марченко обещали принять закон о возвращении капиталов из офшоров и ликвидировать схемы их вывода из Украины. Марченко внес в Верховную раду законопроект «О возвращении капиталов, находящихся и зарегистрированных в Республике Кипр, офшорных зонах и других юрисдикциях, освобожденных от двойного налогообложения, или имеющих льготный режим налогообложения», однако он был отозван. Поэтому у всех троих выполнить обещание не получилось.
Еще один «свободовец» – Руслан Кошулинский – перед выборами в 2012 году обещал национализировать предприятия, арестовать банковские счета и конфисковать имущество владельцев офшоров, а также обязать лиц, которые вывели капиталы в офшоры, вернуть их в Украину и уплатить все налоги. Правда, ни одной законодательной инициативы, чтобы это реализовать, Кошулинский не внес.
Виктор Балога в 2016 году заявил, что инициирует создание временной следственной комиссии, которая будет бороться с офшоризацией экономики. Однако народный депутат VIII созыва не только не инициировал создание такой ВСК, но и отсутствовал во время голосования за постановление «О создании ВСК Верховной рады по вопросам расследования фактов, обнародованных в средствах массовой информации об использовании офшорных компаний президентом Украины и другими высшими должностными лицами, уполномоченными на выполнение функций государства». Поэтому обещание также провалено.
Александра Худякова, специально для «Слово и Дело»
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»