Парламент-единорог: оправдает ли ожидания монолитная коалиция?

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Пока Центральная избирательная комиссия заканчивает подсчет голосов, эксперты больше не прогнозируют изменений будущего парламентского большинства и результатов длительных «коалициад». Монолитное большинство, впервые в новейшей истории украинского парламентаризма, получила одна партия, на базе которой теперь и будет формироваться состав нового Кабинета министров.

Такой расклад событий – одновременно и вызов, и невероятная угроза самой сути понятия представительской демократии. Если в 2010 году тогдашний власти понадобилось 5 лет идти к своей цели для формирования монолитного большинства (которое все равно состояло из 3 фракций) и лишь со второй попытки избрать своего президента, а потом еще и менять Конституцию, то команде Владимира Зеленского с партией «Слуга народа» понадобилось всего полгода, чтобы сформировать твердый монолит власти.

Фактически, результаты парламентских выборов четко показали тенденцию украинского общества к президентско-парламентской республике, а не наоборот. Ведь в совокупности все партии, участвовавшие в парламентских выборах, получили меньшее количество мандатов, чем список и мажоритарщики «Слуги народа». Рейтинги последней сплошь держатся на электоральной поддержке Владимира Зеленского. Конечно, такой результат соблазнил команду Зе на дальнейшие планы на досрочные местные выборы. Принцип «победитель получает все» в действии.

Единственная интрига в вопросе формирования нового правительства – сколько на самом деле существует центров влияния в самой партии «Слуга народа» и как они будут согласовывать между собой дальнейшую деятельность.

Сам себе коалиция

Избиратели не побоялись делегировать свои голоса для создания мощной вертикали, формировать которую будет единственная пропрезидентская команда. Это означает, что отныне вся полнота ответственности за законодательные решения и их исполнение полностью лежит на фракции «Слуга народа» и непосредственно Владимире Зеленском как человеке-бренде, который фактически обеспечил парламентские мандаты для всех представителей своей партии.

Партии IX созыва наобещали украинцам в три раза больше, чем их предшественники – исследованиеАбсолютно все партии, которые преодолели барьер, дали в своих программах больше обещаний, чем партии, которые были избраны в 2014 году.

Впервые в истории Украины смоделирована ситуация, когда в руках одной команды сконцентрирована вся полнота власти. А значит, появилась уникальная возможность для двух равно противоположных явлений – решительных и быстрых реформ или жесткой политической диктатуры.

Вероятно, украинское общество уже достаточно увидело на своем веку, чтобы не допустить резкого крена в сторону диктаторских желаний. Впрочем, риски остаются. А учитывая еще и фактор войны на востоке, необходимость решать ситуацию с временно оккупированными территориями и аннексированым Крымом, имеем неоднозначную ситуацию. В какую сторону она будет развиваться, будет видно уже через месяц-два.

Оппозиционные паростки

Предохранитель в виде парламента исчезнет еще и потому, что в Верховной раде 9-го созыва мы не увидим хотя бы немного влиятельной оппозиции. В парламент, кроме «Слуги народа», проходят еще 4 партии, которые, скорее всего, не будут сотрудничать в контексте единой оппозиционной силы к власти.

Еще до того, как стало известно о возможности формирования «Слугой народа» большинства только на базе своей фракции, вероятными партнерами коалиции рассматривались партии «Голос» и «Батькивщина». Однако уже сейчас понятно, что лишних «пассажиров» в новой коалиции не будет, хотя по словам лидера партии «Слуга народа» Дмитрия Разумкова, двери для новых участников парламентского большинства всегда открыты.

В Украине прошли парламентские выборы: что пишут в соцсетяхВ Украине состоялись досрочные парламентские выборы. Смотрим, что о результатах думают в соцсетях.

Что могут предложить для своих избирателей народные депутаты от оппозиции? Приходится констатировать, что почти ничего. Кроме того, что им могут предложить в обмен на голоса для конституционного большинства. Ведь за все годы независимости так и не был принят закон «Об оппозиции», а значит, никаких гарантий для фракций меньшинства в институциональном плане не существует. Они могут только пользоваться мандатами и правами народных депутатов, имеют право законодательной инициативы, которое, впрочем, является не слишком эффективным инструментом, если нет достаточного количества голосов.

Кроме того, пока не существует ни одной точки соприкосновения между парламентскими партиями, которые оказались в оппозиции. Это «Оппозиционная платформа – За життя», «Голос», «Европейская солидарность» и «Батькивщина». Все они – и по идеологическим установкам, и через призму истории взаимоотношений – почти не имеют перспектив для совместной деятельности.

Единственная возможность по примеру истории с созданием объединенной оппозиции в 2011-2012 годах – это работать во внепарламентской оппозиции. Для этого есть возможности, ведь «за бортом» парламента оказалось много партий, которые ранее имели неплохую поддержку в обществе. Все они имеют еще шанс на перезапуск и обновления, особенно политические силы, которые получили более 2% поддержки избирателей и будут финансироваться из государственного бюджета.

Поэтому с большой долей вероятности, основная оппозиционная деятельность следующих лет сконцентрируется за пределами парламента. А период «медового месяца» у «Слуги народа» закончится уже через полгода и будет расти разочарование. Ведь полнота ответственности будет лежать только на одной политической силе, поэтому недовольство будет расти пропорционально. И единственный демократический способ снять будущую напряжение в таком случае находиться в одной плоскости – проведении досрочных парламентских выборов.

Конституция под прицелом

Единственный соблазн для монолитного большинства искать союзников в парламенте – внесение изменений в Конституцию. Еще накануне президентской кампании Владимир Зеленский высказывал оптимистичные планы относительно возможностей внесения изменений в Конституцию. В команде президента уже не раз делали заявления о необходимости обновления Основного закона, а в конце июня указом президента в качестве консультативно-совещательного органа при президенте была создана Комиссия по вопросам правовой реформы.

Парламентские выборы-2019: первые шаги новой РадыПо результатам экзит-полов, новая Верховная рада будет состоять из партий Слуга народа, Оппозиционная платформа – За життя, Европейская солидарность, Батькивщина и Голос.

Для изменений в Конституцию «Слуге народа» нужны будут союзники. Вероятно, определенные идеологические взгляды у партии власти совпадают с целями «Оппозиционной платформы – За життя», поэтому сотрудничества с этой политической силой (а она может получить около 50 мандатов в новой Раде) может быть достаточно для внесения изменений в Основной закон. Вопрос только в том, чего захочет взамен пророссийская сила Медведчука-Рабиновича-Бойко, и что это может означать для украинской государственности.

Как запасной вариант во фракции «Слуги народа» могут рассчитывать привлечь внефракционных депутатов или депутатские группы, которые возникнут в парламенте после старта его работы. Таким образом, необходимость учитывать пожелания фракций из оппозиционного лагеря вообще исчезнет.

Очевидно, желание изменить Конституцию – единственная пока что недостижимая в близкой перспективе инициатива пропрезидентской команды на Банковой и в новой Раде. Но имея такие невероятные законодательные возможности, президент и его команда могут попробовать вообще изменить саму процедуру внесения изменений в Конституцию. Конечно, подобные поступки можно будет трактовать как попытку государственного переворота. Но если, например, изменения смогут инициировать посредством реализации Всеукраинского референдума, закон о котором могут реанимировать с помощью голосов монолитного большинства, тогда вопросы в легитимности подобных решений отпадут сами по себе.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: