Почему дорожает автомобильное топливо и есть ли возможность влиять на цены?

Читати українською
Валентин Землянскийэксперт по вопросам энергетики

На рост цен влияет ситуация на внешних рынках и стабильность нацвалюты. 85% нефтепродуктов, то есть большую часть, мы импортируем. Соответственно, стабильная валюта – стабильные цены на стелах АЗС.

Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал независимый эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский, оценивая рост цен на топливо в Украине.

«То, что мы видим сейчас на АЗС, – отголоски девальвации гривны, которая произошла полтора месяца назад. Это инерционная реакция. Рынок не работает в системе онлайн каждый день. АЗС откладывают повышение. Вернулась бы гривна назад к 26 за доллар, какие-то 20-30 копеек можно было бы отбить, а поскольку курс зафиксировался на уровне 28 гривен, цена пошла вверх», – отметил Землянский.

Что касается газа, то цены растут на европейских биржах, а руководство «Нафтогаза» привязалось к спотовым спекулятивным ценам, поэтому цены для промышленности также будут расти, пояснил он.

«Такова цена на бирже, а контракта у нас нет. Если бы были мозги, мы бы заключили прямой контракт. Это всегда дешевле. Биржевая цена будет колебаться всегда – то от финансовых условий, то от цен на нефть. К этому добавляется девальвация, поскольку контракты также в валюте», – подчеркнул эксперт.

Как изменилась цена на автомобильное топливо в 2014-2018 годахЦена на бензин А-95, дизель и автомобильный газ выросла более чем в два раза в Украине за четыре года.

По его словам, дальше проблема с ценами должна решаться не на уровне рынка.

То, что нам говорят либералы-информаторы, апеллируя к невидимой руке рынка, – ерунда, потому что фактически государство самоустранилось, добавил он.

«Государство говорит: вот, это рынок, и они не при чем, а на самом деле должно включаться в этот процес. Государство устанавливает налоги. А у нас установлен акциз 200 евро на тонну А-95, причем номинированный в евро. Соответственно, девальвация валюты влияет еще и на размер налогов», – уточнил энергетик.

Предусмотрена контролирующая функция. Государство должно следить за тем, что происходит, не путем АМКУ, который потом по факту уже заводит дела, а они ничем не заканчиваются, акцентировал он.

«Должен быть диалог. Чем занимается Минэнерго? Углем? Так шахтеры продолжают бастовать. Речь о переговорном процессе с участниками рынка. Никто не говорит об администрировании, но должны как-то устанавливаться правила между участниками рынка и государством в интересах потребителей. Вот что могло бы делать государство, чтобы потребителям было легче. Но этого нет. Поэтому нас будет качать в зависимости от ситуации», – отметил эксперт.

При этом прогнозы по нефти до 100 долларов за баррель – спекулятивные игры, а в реальности никому на мировом рынке такие цены не нужны, включая США, добавил он.

По его словам, временные колебания существенно на ситуацию не влияют, а нефть будет в пределах 80-85 долларов за баррель до конца года. Дальше будет видно по ситуации, много факторов, в том числе геополитических.

«А-95 по 40 гривен за литр вряд ли будет. Диапазон – 33-35 гривен за литр, если продолжатся колебания курса. Дизтопливо также вряд ли дойдет до 38 гривен. Разве что спекулятивно. Объективно пока экономических предпосылок для апокалиптических прогнозов нет, в том числе по газу», – резюмировал Валентин Землянский.

В четверг, 11 октября, в Киеве перевозчики анонсировали акцию «Бойкот цене на топливо». Утром перестанут ездить машины и маршрутки.

Как изменилась цена на автомобильное топливо в 2014-2018 годах – на инфографике.

Как менялась в Украине цена бензина за годы независимости – в материале по ссылке.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: