Условных «медийных победителей» в истории с принятием закона об Антикоррупционном суде было двое: Петр Порошенко и Владимир Гройсман. Оба сыграли в собственную политическую игру. Президент и его команда пытались во что бы то ни стало затянуть время в вопросе создания нового суда. Премьер сыграл на опережение и обнародовал свою позицию: не будет Антикоррупционного суда – он уйдет в отставку. Как бонус, парламент поддержал представление премьер-министра об увольнении неудобного для всех министра финансов Александра Данилюка.
Этим заявлением Владимир Гройсман очертил четкие границы сотрудничества с пропрезидентской командой. Другими словами, он не хочет, чтобы вся ответственность за экономическую ситуацию в стране ложилась на его плечи. А в случае с отсутствием решения по Антикоррупционному суду такая вероятность была. Ведь это был один из важных маркеров сохранения дальнейшего сотрудничества с МВФ. Без новых кредитных вливаний украинская экономика вряд ли долго продержится.
Впрочем, сейчас и Владимир Гройсман, и Петр Порошенко имеют все шансы сохранить партнерские отношения до выборов 2019 года, параллельно развивая планы на собственное политическое будущее.
Самобытный премьер?
«Звезда» Владимир Гройсман в большой политике активно засияла сразу после событий Революции Достоинства. В сложной ситуации февраля 2014 года он вошел в состав правительства Арсения Яценюка в качестве вице-премьер-министра – министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины. Впрочем, после досрочных президентских выборов новому главе государства нужен была надежный человек во главе парламента. БПП получил большинство мест в Верховной Раде, а Владимир Гройсман стал главой парламента и выполнял свои обязанности спикера почти 1,5 года.
Уже более серьезного позиционирования молодой политик пожелал в апреле 2016-го. Этому способствовала тогдашняя напряженная ситуация: Арсений Яценюк ушел с поста премьер-министра под давлением закулисных политических распрей внутри коалиции и интриг в команде президента. Нужен был «удобный» премьер без президентских амбиций. Владимир Гройсман хотя и отвечал части этих требований, впрочем, удачно воспользовался ситуацией. Например, он завоевал значительную квоту для нескольких министров в своем правительстве, куда пригласил своих соратников.
Сейчас правительство Гройсмана демонстрирует скромные успехи, но на фоне глубокого падения экономики в 2014-2015 годах, в условиях войны на Донбассе, можно вполне заслуженно считать, что ситуация выглядит небезнадежной. Более того, премьер все время заявляет об амбициозных целях. Например, о возможности украинской экономики в ближайшие годы выйти на 4-5% роста ВВП ежегодно. Или о цели увеличить минимальную зарплату до 10 тысяч гривен в месяц. К слову, с 1 января этого года минимальная зарплата выросла с 3200 до 3723 гривен. Правительство рассматривает возможность пересмотреть этот показатель в сторону увеличения до 4200 гривен в месяц до конца года.
Сейчас для Владимира Гройсмана сложилась довольно благоприятная ситуация с Кабмином. Основные политические игроки готовятся к выборам и хоть и критикуют достижения нынешнего правительства, но возглавлять Кабмин никто бы в нынешней ситуации не согласился. Конкуренции или уничтожающей критики со стороны пропрезидентской команды нет, ведь Гройсман не заявлял о своих президентских амбициях на 2019 год. Отчет правительства, который мог бы стать формальной причиной для объявления ему недоверия в очередной раз откладывается – не без политического содействия партнеров по коалиции из «Народного фронта». Правительственные инициативы могут блокироваться на уровне парламента, однако когда ситуация достигает апогея и реформе нужно дать ход, на Верховную Раду давят активисты и западные партнеры. То есть каких-то внутренних непреодолимых препятствий для нынешнего премьера нет – ни со стороны вероятных политических «врагов», ни со стороны союзников.
Кроме того, Владимир Гройсман достаточно хорошо выполняет свои же обещания. В рейтинге, который составляет «Слово и Дело», действующий премьер-министр выполнил почти каждое второе свое обещание (49%).
Поиск команды и союзников
С собственной командой у действующего главы правительства не все так хорошо. Дело в том, что Гройсман всего за 4 года совершил «прыжок» в политической карьере с должности мэра Винницы до главы Кабмина. В таком стремительном движении по карьерной лестнице заниматься созданием своей команды времени у Гройсмана не было.
Правда, он уже заявлял о своих планах принять участие в парламентских выборах 2019 года. И вероятнее всего, он пойдет либо в первой пятерке списка какой-то партии, либо даже возглавит собственный политический проект.
Главные союзники на этом этапе политической жизни Владимира Гройсмана – часть политиков и нардепов из «Народного фронта». В частности, о дружеских отношениях с Владимиром Гройсманом неоднократно рассказывал экс-премьер и глава НФ Арсений Яценюк. Союзником главы Кабмина в Раде является спикер Андрей Парубий.
Главный актив действующего премьер-министра – то, что его вряд ли отправят в отставку до выборов президента в начале 2019 года. А после этих выборов будет оставаться еще полгода до парламентских. Поэтому Гройсман сможет оценить ситуацию и выбрать дальнейшую стратегию действий. И кто бы ни стал новым президентом, скорее всего, нынешний глава правительства таки сделает свой выбор в сторону самостоятельного плавания.
Игра в большую политику
Несмотря на высокую узнаваемость, рейтинги у Владимира Гройсмана остаются низкими. Противники скажут, что все это последствия неубедительной работы правительства. Впрочем, истинные причины в другом. Во-первых, Гройсмана до сих пор воспринимают как «человека из команды Порошенко». Во-вторых, правительство не слишком активно коммуницирует с гражданами, поэтому, кроме заявлений премьер-министра о повышении социальных стандартов, о других реальных успехах Кабмина украинцы знают мало.
Различные социологические замеры фиксируют уровень поддержки Владимира Гройсмана в пределах 2-4%. В то же время стоит проверить рейтинги недоверия. Так, в мае 2017 года, по данным опроса социологической группы «Рейтинг», уровень недоверия к главе Кабмина составлял 82% (52% – не доверяют совсем, 30% – скорее не доверяют). Уже через год, в мае 2018-го, по данным той же социологической компании, антирейтинг Гройсмана снизился на 8% – до 74% (52% – совсем не доверяют, 22% – скорее не доверяют). Поэтому определенная динамика. И появилась она именно после того, как действующий премьер начал постепенно дистанцироваться от пропрезидентской команды. Очевидно, если не произойдет каких-то форс-мажоров, есть шансы, что уровень доверия к премьер-министру со временем улучшиться.
Но одна из главных задач для Гройсмана, которая стоит наряду с улучшением собственного имиджа и наращиванием политического веса, состоит в необходимости убедить в своей ответственности и надежности западных партнеров. В свое время это хорошо удавалось Арсению Яценюку, что было не последним залогом его длительного премьерства. Впрочем, это долгий путь, который в лучшем случае удастся пройти до 2024 года – с прицелом на высшую должность в государстве. Конечно, если должность президента и в дальнейшем будет оставаться такой же влиятельной, как и сейчас.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»