Миф о единой Европе вновь терпит фиаско. В истории европейского континента трудно найти периоды абсолютного единения и жизни ради общих интересов. Агрессия против Украины в 2014 году несколько сцементировала единство европейских стран – безусловно, ключевым фактором стал страх.
То, что впоследствии страх сменится расчетом и продвижением собственных интересов, было заранее известно. Именно этим «люфтом» могла бы на полную воспользоваться Украина и получить для себя дополнительные «бонусы». В конце концов, сами европейские страны сделали все, что могли: ввели санкции в отношении России, официально осудили аннексию Крыма и оккупацию Донбасса, заявили о поддержке суверенитета Украины, согласились на безвизовый режим и подписали Соглашение об ассоциации. Все остальные зависело (и до сих пор зависит!) исключительно от украинской стороны. То, что в нашем государстве так медленно происходят изменения, исключительно вина нас самих.
Впрочем, геополитические процессы продолжаются. И с очередным переизбранием Владимира Путина на пост президента весной этого года стало абсолютно понятно – не в пользу Украины. В ряде европейских государств участились рецидивы «любви» к России и лично к Путину. Похоже, экономические интересы берут верх – в Европе всегда стараются больше думать о собственном будущем и благополучии, а не только о безопасности своих границ. Тем более, что в наше время говорить об их защите дело бесполезное. Мир уже давно живет вне всяких границ, и настоящих опасностей следует ожидать не так извне, как внутри каждого общества. Поэтому нынешняя Европа – наглядный кейс того, как внутренние проблемы постепенно вытесняют внешнеполитические предостережения и осмотрительность.
Истоки кризиса
Но усталость от Украины вряд ли может считаться столь весомой причиной, чтобы заставить европейские страны изменить свое отношение к России. Сейчас можем говорить о кризисе в отношениях ЕС и США. Причина – поведение президента США Дональда Трампа, который снова занес Иран в «черный список» государств, с которыми вроде бы нельзя иметь дело, и объявил о выходе из ядерной программы.
Зато в Европе придерживаются другой точки зрения. Ведь были подписаны соответствующие контракты. В течение длительного времени, когда Иран заявил о своем отказе создавать собственное ядерное оружие, европейские страны пошли на сближение с иранскими компаниями и заключили много долгосрочных контрактов именно о сотрудничестве в ядерной энергетике. По логике американской стороны, отныне все, кто будет сотрудничать с Ираном, автоматически становятся и «врагами» США. Дональд Трамп вполне серьезно заявляет, что в список санкций может попасть и ряд европейских компаний, которые не прекратят сотрудничества с Ираном.
В Европе не ожидали такого хода событий. И откровенно устали от импульсивного и непоследовательного Трампа. А учитывая то, что мир за последние годы существенно поляризуется, сама Европа не стала исключением. США, Великобритания, Израиль играют в свою игру и продвигают собственные интересы. Россия, Китай, Саудовская Аравия заботятся о своих выгодах. Почему европейские страны не могут этого делать?
Именно поэтому первый раскол по линии экономического сотрудничества с Кремлем в Европе связан с проектом «Северный поток-2». На сближение пошел ключевой европейский игрок – свою позицию готова пересмотреть Германия. В свою очередь Финляндия уже заявила о готовности сотрудничать с российской стороной. А ее соседи по Скандинавскому полуострову еще размышляют, предоставлять ли разрешение на транзит новой трубы со стороны России. Конечно, в США заявили о своей негативной позиции относительно «Северного потока-2», ведь он существенно усилит российские экономические интересы в Европе.
Но торговля газом и испорченные отношения с США – не единственные причины для беспокойства. В Европе пик мигрантского кризиса. Речь идет прежде всего о беженцах из стран Ближнего Востока и Африки, заполонивших ряд европейских стран. Большинство из них получают социальную помощь из местных бюджетов, не слишком активно ассимилируются с населением, не учат языки и часто не пытаются находить легальных путей заработка. Растет социальное напряжение, европейцы, которые привыкли к безопасности и понятным общественным отношениям, испытывают неудобства со стороны мигрантов. Поэтому на политической арене почти каждого из европейских государств начали приобретать популярность праворадикальные партии и движения.
Проблема с мигрантами – одна из причин изменений во внутренней политике едва ли не каждой европейской страны. Так, на прошлых парламентских выборах в Бундестаг победила праворадикальная партия «Альтернатива для Германии». Подобные партии есть и в Австрии, и в Нидерландах, и в других странах.
«Стокгольмский синдром» по-европейски
Если весь мир настроен на собственный интерес, то чем Европа хуже? Так, среди европейских политиков все чаще звучат призывы о возможности отменить санкции в отношении России.
За последние полгода наиболее последовательными в этом контексте были Чехия и Австрия. Так, «друг Путина», президент Чехии Милош Земан, которого недавно также переизбрали главой государства, постоянно повторяет тезис о необходимости снятия санкций с России. Мол, санкции против РФ вредят экономическому процветанию Европы.
И вот на днях прозвучало громкое заявление вице-канцлера Австрии и лидера правопопулистской Партии свободы Хайнца-Кристиана Штрахе, который призвал снять с России санкции Европейского Союза, введенные из-за аннексии Крыма и оккупации Донбасса. «Было бы желательным изменение взглядов ЕС. Санкции нанесли ущерб, в частности, нашей австрийской экономике. Пришло время положить конец этим болезненным санкциям и нормализовать политические и экономические отношения с Россией», – заявил Штрахе в интервью австрийскому изданию Oesterreich.
В очереди – Италия. Там недавно достигли договоренностей о создании единого правительства две, казалось бы, взаимоисключающие по идеологическим принципам партии – леворадикальное движение интернет-демократии «Пять Звезд» и праворадикальная партия «Лига». Победу эти партии получили прежде всего благодаря лозунгам прекратить поток мигрантов из Северной Африки.
Ранее лидеры этих двух итальянских партий согласовали совместный проект коалиционного соглашения, в котором среди внешнеполитических ориентиров зафиксировали возможность целесообразности снятия санкций с России. Интересно то, что в последнее время чуть ли не каждый итальянский политик так или иначе признавал Россию важным деловым партнером, с которым не стоит портить отношения.
И это далеко не полный список стран, вступивших на путь поиска взаимопонимания с Россией. Словакия, Венгрия, Болгария, Греция, Черногория – все эти государства так или иначе готовы к пересмотру санкций в отношении России. По крайней мере, пока существует благоприятный политический фон для подобных настроений.
Что делать Украине?
На самом деле, осознание того, что Украина рано или поздно останется один на один с Россией и ее агрессивной политикой, должно было культивироваться уже давно. Однако с 2014 года процесс становления собственной энергетической, экономической и политической независимости продолжается очень медленными темпами.
В геополитическом разрезе нам остается надеяться только на партнерские отношения с ближайшими странами-соседями, которые так или иначе тоже могут почувствовать угрозу национальным интересам со стороны РФ. С этими странами мы в одной лодке.
Пока такими союзниками остаются Польша, страны Балтии, Грузия и Молдова. И именно с этими странами стоит вести активный диалог относительно общего объединения усилий в случае будущих агрессивных планов Кремля. Пока среди союзников Украины остаются США и Великобритания. Оба государства уже почувствовали на себе элементы гибридной войны, которые активно внедряет в своей внешнеполитической деятельности Россия. В США произошло вмешательство в выборы на уровне хакерских атак и сбора личных данных. В Великобритании себя свободно чувствуют российские спецслужбы, которые могут запросто убить кого-то из своих потенциальных врагов на территории этого государства.
Поэтому, несмотря на внутренние проблемы, которые окутали нашу страну, стоит действовать более агрессивно и решительно и в плане защиты собственных экономических, и геополитических интересов. Это касается тех же условий Соглашения об ассоциации и поиска новых рынков сбыта украинской продукции. В условиях гибридной войны с Кремлем и оккупацией части территории именно Украина должна стать идейным вдохновителем для создания новых альянсов в Европе и поиска методов противостояния агрессивным планам северного соседа.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»