Один в поле не террорист: вопросы без ответов в деле Рубана

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Дело с задержанием Владимира Рубана на КПВВ со значительным арсеналом оружия поставило ребром сразу несколько серьезных вопросов относительно вызовов для национальной безопасности Украины.

Во-первых, Рубан имел самый высокий мандат доверия от власти и занимался таким чувствительным вопросом, как ведение переговоров с террористами о возвращении домой украинских заложников еще с начала вооруженной агрессии на Донбассе. Как СБУ смогла допустить тот факт, что один человек может под их наблюдением (а в этом трудно усомниться) создать разветвленную террористическую организацию на подконтрольной Украине территории? Как объяснить то, что этому человеку удалось наладить работу издательства, которое производило пропагандистскую литературу? В СБУ сами признали факт этой деятельности Рубана.

Во-вторых, Рубана называют «человеком Медведчука», а в самой СБУ проводят пресс-конференцию, во время которой приводят доказательства его связи с организацией «Украинский выбор». При этом соратники Медведчука официально заявляют о непричастности Рубана к их организации и даже приводят факты недопустимых высказываний относительно их лидера со стороны задержанного сейчас переговорщика. Сам Рубан во время судебного заседания, на котором ему избирали меру пресечения, также открестился от связей с кумом Путина, отметив, что у него «нет большего врага, чем Медведчук».

Еще два штриха, которые трудно поддаются логике. Почему во время пресс-конференции глава СБУ Василий Грицак отказался комментировать причастность кума Путина к любой возможной подрывной деятельности в Украине? При этом назвав Рубана «только исполнительным механизмом в чужих руках». А еще две недели назад президент Украины Петр Порошенко назвал Медведчука эффективным переговорщиком в вопросе освобождения заложников.

В-третьих, вся токсическая тема контрабанды оружия, ведения террористической деятельности и попытки устроить теракты в центре Киева опять же не укладываются в логику самой деятельности по освобождению пленных Рубаном. Получается, возвращение заложников – лишь хитрый план «втирания» в доверие? Или дело в чем-то другом?

Сам себе заговорщик?

Сами обстоятельства дела по задержанию с оружием выглядят несколько странными. Если Владимир Рубан должен был пересечь КПВВ на грузовике с целым арсеналом разнообразного оружия (а это и минометы, и гранатометы, и тяжелые пулеметы, автоматы, гранаты и прочее), то почему он был уверен, что его не задержат? По крайней мере странно, что он даже не попытался пересечь линию разграничения с неподконтрольной территорию каким-то окольным путем или воспользоваться услугами посредников. Получается, что он это делал и раньше? Или был уверен, что ему ничего не грозит? Кто ответит на эти вопросы?

Переговорщика Рубана задержали с арсеналом оружия: что пишут в соцсетяхПереговорщика Рубана задержали на КПВВ с арсеналом оружия. Что об этом думают в социальных сетях – в материале Слова и Дела.

В общем, после обнародования информации из уст главы СБУ Василия Грицака о создании Рубаном профессиональной диверсионной команды для проведения терактов и покушений с целью дестабилизировать ситуацию в Украине журналисты и эксперты ожидали, что в Службе безопасности предоставят более убедительные доказательства в отношении членов этой организации и их деятельности. Пока же имеем только информацию о возможной причастности самого Рубана к противозаконной деятельности по созданию угроз национальной безопасности Украины и факт попытки пересечения КПВВ на линии разграничения на грузовике, полностью набитой оружием.

Конечно, даже это может стать достаточным основанием для длительного тюремного заключения. Однако в СБУ намекают на действительно резонансные задержания, которые вот-вот должны состояться по «делу Рубана». «Не могу раскрыть всех подробностей, назвать всех людей, которые проходят у нас в качестве подозреваемых или, как мы можем предположить, будут подозреваемыми в подготовке к совершению этих терактов. Работа в этом направлении ведется», – заявил Василий Грицак во время пресс-конференции, посвященной подробностям задержания Владимира Рубана.

Но не только глава СБУ уверен в масштабах террористической деятельности бывшего переговорщика. Не сомневаются в этом и в пропрезидентской команде. Что касается «дела Рубана», то генеральный прокурор Юрий Луценко в одном из комментариев в Facebook заверил, что «никакого освобождения не будет, это не случайное задержание». «Соратник Медведчука задержан с целым арсеналом оружия, которое, по моим источникам, везли в Киев не просто так», – отметил народный депутат из фракции БПП Владимир Арьев на своей странице в соцсети. «Рубан – это пешка. Медийный персонаж – не более того. Это как марионетка, которой управляют другие. Хочу верить в то, что за те месяцы, пока продолжалась эта спецоперация, отслежены все его связи – и вертикальные, и горизонтальные. И я имею определенные обоснованные надежды, что это только начало операции. Продолжение следует. И можно только представить, в каком состоянии находится все это отродье», – рассказал в эфире одного из телеканалов заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и ВПО Украины Георгий Тука.

Пока в СБУ основными соучастниками Рубана называют ряд граждан, которые, как можно понять из заявлений правоохранителей, находятся на неподконтрольных территориях Донбасса. Значит ли это, что основные заказчики подготовки терактов и покушений в Киеве снова не будут обнаружены?

Мнимые и настоящие угрозы

Учитывая ряд противоречий и отсутствие достаточно понятной логической цепочки по «делу Рубана», возникли самые разнообразные предположения относительно трактовок задержания бывшего переговорщика.

Статистика самых громких покушений и убийств в Украине за 2016-2017 годыСлово и Дело вспомнило громкие убийства и покушения не жизнь известных чиновников, политиков и общественных деятелей Украины, которые произошли за последние два года.

Например, о том, что это событие ознаменовало перераспределение рынка нелегального оборота оружия с неподконтрольной территории Донбасса. Еще одна версия – противоречия в лагере пророссийски настроенных сил, которые работают в Украине. Якобы одна из таких команд оказалась проворнее и смогла «договориться» с кураторами в Кремле для «потопления» своих конкурентов. Мол, еще в 2014-2015 годах Владимир Рубан пытался конкурировать с Виктором Медведчуком в деятельности по поводу эффективного освобождения заложников с территории ОРДЛО.

Более того: высказывается даже мнение о технологическом наступлении на команду Игоря Коломойского. Ведь соратник олигарха Геннадий Корбан в медиа неоднократно рассказывал о дружеских связях с Рубаном и благосклонной позиции в отношении его деятельности по освобождению заложников.

К какой бы версии ни пришло следствие, факт пересечения Рубаном линии разграничения на КПВВ на грузовике с оружием сложно опровергнуть. Сам подозреваемый прокомментировал свои действия как «ухудшение отношений с СБУ». Рубан отверг все предъявленные ему обвинения и заявил, что во время задержания на КПВВ находился там как водитель. Мол, должен был лишь перевезти товар с неподконтрольной территории Донбасса. Означает ли такое заявление, что он знал, что делает? Или наоборот - не догадывался о скрытом оружии в грузовике? Или, возможно, выполнял конкретное поручение, как делал это много раз до этого только с той лишь разницей, что раньше никто и не думал его задерживать? Вопросов снова больше, чем ответов.

Впрочем, «дело Рубана» имеет в себе еще одну интересную деталь. Речь идет о той же версии по организации терактов и покушений. Не секрет, что за последние годы количество покушений, убийств и террористических актов как в столице, так и в целом по всей Украине, значительно возросло. И большинство из них до сих пор не раскрыты. Можно вспомнить лишь наиболее сенсационные – покушение и убийство Амины Окуевой, убийство журналиста Павла Шеремета, расстрел депутата Госдумы Дениса Вороненкова, покушение на нардепа Игоря Мосийчука с использованием взрывчатки, несколько взрывов в центре столицы, когда были убиты офицеры украинской разведки.

Стоит ли упоминать о многочисленных бандитских «разборках» с использованием огнестрельного оружия и взрывчатки? Даже в эти дни в Киеве неизвестные совершили выстрел из гранатомета в помещение одного из ресторанов прямо в центре столицы – в нескольких кварталах от здания СБУ. Подобных случаев свободного перемещения опасного оружия и взрывчатки и их использования под носом у правоохранителей не счесть. Могло бы все это оружие быть использовано с целью дестабилизации внутриполитической ситуации в Украине? Вопрос риторический.

Опция военного положения

Украинцы уже немного забыли более чем двухлетнюю историю с покушением на бывшего генпрокурора Виктора Шокина. При всей неоднозначности совершения этого преступления СБУ до сих пор ищет подозреваемых. Очевидно, покушение на тогдашнего генпрокурора имело целью достижения определенного медийного эффекта. На этом примере обществу демонстрировалось, насколько опасна работа ГПУ, руководство которой якобы ведет бескомпромиссную борьбу с коррупцией.

Мосийчук рассказал о террористических планах РубанаРуководитель Центра освобождения пленных Владимир Рубан вел переговоры с рядом украинских военных, которые должны были реализовать теракт, оружие для которого он вез из ДНР.

Есть ли вероятность того, что заявления о работе террористической организации «имени Рубана» с последующим использованием оружия и взрывчатки для проведения покушений на жизнь высших должностных лиц в Украине является созданием информационного фона для принятия определенных решений? Возможно. Особенно, если речь идет о внутренней угрозе национальной безопасности и враждебной деятельности спецслужб соседнего государства – России. Тогда, чтобы урегулировать ситуацию, в стране может быть введено военное положение. Не сложно догадаться, что подобные решения могут решить и ряд сугубо политических задач, особенно накануне выборов.

Единственное, что пока понятно наверняка, так это то, что в случае необходимости СБУ и правоохранительные органы в конкретной ситуации действуют удивительно эффективно. Это не значит, что ситуация с угрозами нацбезопасности в нашем государстве под контролем. Скорее это еще один сигнал обществу о необходимости менять ситуацию с непрозрачными и половинчатыми решениями в политике. Которые действительно могут привести к катастрофе и угрожать существованию государственности.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: