За последние несколько дней украинские суды приняли три знаковых решения, которые имеют одну общую черту. Все они касаются лиц, принимавших активное участие в силовом противостоянии активистам Евромайдана или способствовшим незаконным действиям, которые угрожали национальной безопасности.
В понедельник Черноморский районный суд Одессы вынес приговор 19 пророссийским активистам, пятеро из которых находятся в СИЗО, принимавшим участие в трагических событиях на Куликовом поле 2 мая 2014 года. Суд оправдал всех по причине недоказанности вины.
В среду Апелляционный суд Киева выпустил из СИЗО экс-бойца «Беркута» Сергея Лободу, подозреваемого в избиении 22 активистов Евромайдана в 2014 году. Подозреваемому изменили меру пресечения на домашний арест.
В тот же день Ленинский суд Харькова отпустил под домашний арест с необходимостью носить электронный браслет и экс-мэра Славянска Нелю Штепу. Выходя из Харьковского СИЗО, Штепа, которая до сих пор подозревается в нарушении статьи 110 УК Украины (посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность государства), подчеркнула свою проукраинскую позицию возгласом «Слава Украине!».
Такая синхронность судов в, казалось бы, разных по обстоятельствам делам выглядит очень тревожной. Ведь после 3 лет расследований правоохранительные органы либо не смогли, либо не захотели сделать качественно свою работу. А решения судов с моральной точки зрения приобрели откровенно антиукраинскую позицию.
Далее – суды Линча?
Если судебное разбирательство дел «беркутовца» и экс-мэра Славянска Нели Штепы еще продолжается, то в «деле 2 мая» ситуация более чем показательна. Судьи обосновали свой оправдательный приговор неубедительными доказательствами, которые собрала прокуратура. Правда, двух фигурантов, которых оправдали, снова взяли под стражу прямо в зале суда.
Генпрокурор раскритиковал решение одесских судей и пообещал его обжаловать. «У нас есть видео событий, показания свидетелей, которые узнают конкретных обвиняемых, и признание одного из тех, кто был на стороне «русской весны» и разоблачает своих единомышленников. Но все это отказался принимать суд. В этой ситуации мы не дадим взбудоражить Одессу. Мы надеемся, что апелляционный суд рассмотрит нашу жалобу, которая будет представлена на следующей неделе», – пообещал Юрий Луценко.
Но пока прокуратура готовит свои следующие действия в правовом поле, ситуация уже обостряется. Так, на одного из фигурантов «дела 2 мая», который был оправдан судом, в Овидиополе напали неизвестные. Мужчина получил тяжелую черепно-мозговую травму.
Высокий уровень недоверия к судебной системе и правоохранительным органам в болезненных для общества вопросах может привести к новым социальным потрясениям. Социологи предупреждают: украинцев всегда больше будоражат именно вопросы правового произвола со стороны государства или бездействие правоохранительных органов, чем социально-экономические причины. Так, например, возникли протесты во Врадиевке, которые приобрели широкий резонанс. Тогда, в июле 2013 года, отказ суда и милиции задержать одного из подозреваемых в групповом изнасиловании и покушении на убийство жительницы поселка Врадиевка Ирины Крашковой вызвал массовые акции протеста в поселке.
В общем, если граждане не видят возможностей достичь справедливости в зале суда, они начинают действовать самостоятельно. Импровизированные «суды Линча» в украинском обществе явление нередкое. И связаны они именно с неспособностью государства быстро отреагировать и стать арбитром в определенном внутреннем конфликте. Вспомним события лета 2016-го в селе Лощиновка Измаильского района в Одесской области, когда возмущенные жители устроили настоящие погромы цыганской общины из-за подозрения в причастности одного из их представителей к убийству местной девочки.
Всадники контрреволюции?
Быстро реформировать судебную систему не получилось. Изменения в работе украинских судов продолжаются уже третий год. В 2016-м удалось достичь значительного прогресса: были внесены изменения в Конституцию, приняты законы «О судоустройстве и статусе судей», «О Высшем совете правосудия». После того, как документы вступили в силу, Высшая квалификационная комиссия судей объявила конкурс для нового Верховного суда.
В этом году ситуация продвигается значительно медленнее. Слабую работу демонстрирует Верховная Рада, которая должна рассмотреть более 4 тысяч поправок в Хозяйственный, Гражданский процессуальные кодексы, Кодекс административного судопроизводства и другие законодательные акты.
В то же время журналисты почти ежедневно фиксируют примеры коррупции среди служителей Фемиды и приводят примеры, как даже региональные судьи могут позволить себе купить недешевые квартиры и авто, официально получая только заработную плату. Последний резонансный пример – задержание двух судей непосредственно в кабинете руководителя САП Назара Холодницкого за попытку дать взятку в 300 тысяч долларов.
Затягивание реформы и отсутствие изменений в судебном корпусе только добавляют обществу уверенности в том, что реванш не за горами. Система не хочет меняться и демонстрирует спокойное пренебрежение к любым попыткам ввести хоть какие-то новые правила.
Антикоррупционная таблетка
Вернуть доверие к судебной ветви власти могло бы создание новой структурной единицы – антикоррупционного суда. Впрочем, его появление также блокируется на высшем уровне.
Даже несмотря на обязательства перед международными партнерами, украинская власть демонстрирует собственную логику того, как должен развиваться вопрос относительно антикоррупционного суда. Мол, сначала должна быть создана некая «антикоррупционная палата» не как отдельный орган, а в существующей системе институциональных органов судебной власти. Логика власти такова: созданные антикоррупционные органы – НАБУ, САП, НАПК - в сочетании с ГПУ и МВД должны лучше работать и использовать свои возможности для наказания тех же самых коррупционных судей и чиновников. Все, чего им вроде как не хватает – это профессионализма.
Впрочем без принятия отдельного закона об антикоррупционном суде деятельность НАБУ, САП и НАПК обречена на провал. Важным аспектом должна стать и процедура отбора новых судей антикоррупционных судов, чтобы судейский корпус подбирался очень скрупулезно.
К сожалению, даже если закон об антикоррупционном суде будет принят в этом году, начать свою деятельность он сможет не раньше второй половины 2018-го или еще позже. Отсутствие прогресса в данном вопросе грозит не только рядовым гражданам, но и самими нынешним политикам, потому что создается неблагоприятный фон для недоверия и разочарования в обществе. А еще дополнительные возможности для реванша антиукраинских политических сил, которые, безусловно, всячески будут поддержаны Кремлем для дестабилизации ситуации в Украине.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»