Встреча в Гамбурге стала первым вербальным контактом нынешних президентов США и России. Говорили Дональд Трамп и Владимир Путин вместо запланированных 30 минут более двух часов. Формат переговоров на полях саммита G20 был выбран не случайно: оба мировых лидера хотели «нащупать» контекст в сложных отношениях между Россией и США.
Интриги добавлял и тот факт, что формат встречи не предусматривал никаких официальных пресс-конференций или брифингов, только по желанию самих лидеров как-то прокомментировать результаты переговоров. Трамп ожидаемо сделал несколько постов в своем микроблоге Twitter, тогда как устами Путина традиционно стал его пресс-секретарь Дмитрий Песков.
Поскольку всего содержания диалога за закрытыми дверями никто, кроме двух президентов, не знает, журналистам и экспертам приходится анализировать только те месседжи, которые были обнародованы по результатам разговора, и невербальные сигналы в поведении лидеров США и России.
Во время встречи Трамп нарочито излучал уверенность, которая иногда выдавала излишнюю нервозность. Кроме того, американский лидер своей мимикой и жестами подчеркнуто демонстрировал деловитость и открытость к диалогу. Тогда как его визави был более сдержанным и пытался во время всей встречи не выходить из амплуа этакого «Джеймса Бонда».
Несмотря на высокие ожидания, в публичной плоскости результаты встречи можно назвать невпечатляющими. Тогда как ее фактический вес пока оценить сложно. Тем не менее пока рано говорить о судьбоносных «прорывах» в отношениях двух стран. Скорее речь идет о фиксации и позиционной игре.
Национальные интересы – прежде всего
Переговорные позиции Дональда Трампа до сих пор находятся под влиянием скандала с вмешательством российских спецслужб в президентские выборы в США. По данным нескольких онлайн-опросов американских телеканалов, более половины взрослых американцев считают, что отношения Дональда Трампа с руководством России имеют «двойное дно». Высокий процент недоверия со стороны американского общества и истеблишмента заставляет президента США постоянно подчеркивать о своей непричастности к любым заговорам относительно вмешательства в избирательный процесс осенью-зимой прошлого года.
По данным источников в СМИ, именно треть времени разговора двух президентов была посвящена вопросу вмешательства России в выборы в США. Позже Трамп отметил в своем микроблоге: «Я дважды сильно надавил на президента Путина в вопросе вмешательства России в наши выборы». При этом он, будто оправдывая Путина, отметил, что тот в ответ «упорно отрицал» все обвинения.
Формат разговора тет-а-тет в дальнейшем позволил российской стороне, в лучших традициях пропаганды, снова использовать неоднозначность месседжей Трампа в свою пользу. И пресс-секретарь Дмитрий Песков, и глава МИД Сергей Лавров, комментируя результаты переговоров, отметили, что Трамп не имел цели обвинять российскую сторону в воздействии на избирательный процесс, а наоборот – якобы пожаловался на своих оппонентов, которые стремятся преувеличить роль Москвы в его избрании. Позже на пресс-конференции в Гамбурге Путин публично еще раз отрицал какое-либо вмешательство РФ в избирательную гонку в США.
В конце концов, результатом беседы с Путиным вроде бы стал вопрос о создании совместного подразделения по кибербезопасности. По мнению президента США, это позволит обезопасить государства от «хакерских атак на выборах», а также от «многих других негативных вещей». Впрочем, уже позже Трамп написал в своем Twitter: «тот факт, что мы с президентом Путиным обсуждали создание рабочей группы по кибербезопасности, не означает, что я уверен в этом».
Похоже, что факт создания, как и несоздания подобного подразделения по кибербезопасности, не добавляет баллов американскому президенту. Скорее наоборот: сам предмет разговора о вмешательстве России в выборы в США добавил еще больше вопросов, чем дал ответов.
Вопрос Сирии
Едва ли не единственным вопросом, которым может гордиться Дональд Трамп в беседе с Владимиром Путиным, это предварительные договоренности о перемирии в Сирии.
Прежде всего, речь идет о прекращении огня в Сирии и договоренности о дислокации сил США, России и Иордании, которые будут это перемирие поддерживать. Предварительно достигнута договоренность о режиме прекращения огня с 9 июля, который распространяется на все стороны конфликта, не связанные с террористическими организациями.
Скорее всего, оба лидера не видят дальнейших «бонусов» от поддержки противостояния в Сирии, поэтому стараются найти выход, как с минимальными репутационными потерями закончить военную кампанию в этой ближневосточной стране. По крайней мере уменьшить свое присутствие и денежные расходы – задача минимум для обоих президентов.
Оба мировых лидера хорошо понимают, что гражданский конфликт в Сирии имеет религиозную подоплеку, а значит, контролировать ситуацию в стране при любом сценарии будет крайне трудно. «Сирийская тема», конечно, будет иметь продолжение, однако сейчас было принято решение взять тайм-аут.
Украинский контекст
Именно краткосрочное прекращение противостояния двух стран в Сирии – не слишком хороший сигнал для Украины. Вообще, понять, в каком контексте лидеры США и РФ обсуждали «украинский вопрос», сложно.
С одной стороны, встреча Трампа с Петром Порошенко, которая состоялась в Вашингтоне, предшествовала его первому вербальному контакту с президентом России. К тому же, по свидетельству экспертов, Трампу было намного легче и интереснее общаться с Порошенко, ведь разговор происходил без переводчика.
Кроме того, накануне визита в Гамбург, находясь в Польше, Трамп призвал Россию «прекратить ее дестабилизирующие действия в Украине и других местах». Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров сообщил, что позиция США в данном случае будет учтена российской стороной.
Непосредственным результатом переговоров Трампа с российским коллегой можно считать договоренность о прибытии в Кремль американского спецпредставителя по украинскому вопросу Курта Волкера. Госсекретарь Рекс Тиллерсон во время своего визита в Украину уже представил Волкера как координатора всех усилий Государственного департамента «по урегулированию конфликта, возникшего после вторжения России в Крым, а затем в Восточную Украину». Ближайшие несколько дней он будет изучать ситуацию в Украине и непосредственно в зоне АТО.
Впрочем, надеяться на быстрый прорыв в «украинском вопросе» после встречи двух президентов пока не стоит. Косвенным свидетельством этого является заявление СНБО об отложении рассмотрения законопроекта о деоккупации и реинтеграции Донбасса до осени. Кроме того, глава Белого дома в очередной раз дал понять, что ожидаемого изменения формата мирных переговоров, к которым могли бы присоединиться США, в ближайшее время не произойдет.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»