5 фундаментальных изменений, которые ожидают украинских автомобилистов уже в 2017 году

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Неутешительная статистика ДТП впечатляет: по итогам 2016 года на украинских дорогах в среднем ежедневно гибли 8-9 человек. Еще тысячи – травмированы. Ситуация напоминает фронтовые сводки, только вместо внешнего врага украинцы воюют друг с другом.

Только ли в соблюдении правил дорожного движения заключен ответ на этот сложный вопрос? Нет, не совсем. Речь и о плохом качестве дорожного покрытия, и об отсутствии достаточного количества разметки и знаков на дорогах, и о культуре поведения как водителей, так и пешеходов. Проблемы значительно глубже: это и качество подготовки самих водителей, и недостаточная информированность украинцев относительно основных правил поведения на дорогах, которые должны регулярно прививаться еще с детства.

Не хватает и других важных элементов: опытной и укомплектованной дорожной полиции, системы видеофиксации нарушений, новой дорожной службы, которая ежедневно работала бы над повышением пропускной способности путепроводов. Но вскоре ситуация должна измениться. Как именно – читайте в нашем материале.

Правила для всех

На прошлой неделе вступило в силу постановление Кабмина о внесении изменений относительно безопасности дорожного движения. В правительстве наконец заменили все упоминания слова «милиция» на «полиция» в своих же постановлениях. Введено понятие «сервисных центров МВД», урегулированы их полномочия. Так, отныне именно сервисные центры будут утверждать маршруты учебных поездок, регулировать вопросы установки спецсигналов и переоборудования транспортных средств.

ДТП в Украине: причины и наказания за нарушение ПДД«Слово и Дело» решило проанализировать причины ДТП в Украине и количество жертв в их результате.

В то же время, участников дорожного движения в Украине ожидают более серьезные нововведения в правилах. Речь о законопроекте №5184 «О дорожном движении и его безопасности», который внесет фундаментальные изменения как для водителей, так и для остальных участников движения.

Основная философия новых правил – сделать движение более безопасным для всех участников, а «неписаные» ранее нормы, которых придерживались скорее из вежливости, закрепить на законодательном уровне. Скажем, в ситуации, когда в одной из дорожных полос произошла авария, а движение по остальным полосам продолжается, водители не должны создавать искусственные заторы, «выпрашивая» у других участников движения право перестроиться в свободную полосу. Будет действовать негласное на данный момент правило (которого, к сожалению, не все придерживаются) «один через одного»: водитель, едущий по свободной полосе, должен пропустить того, кто показывает сигнал поворота с целью перестроиться, а уже потом проехать сам. Остальные водители должны сделать аналогично – теперь такая ситуация на дороге будет регулироваться правилами, поэтому нарушителей может ожидать штраф.

Ужесточатся правила для любителей полихачить на дорогах, которые, хвастая способностями своего «железного коня», создают опасные ситуации. Велосипедисты получат право передвигаться по полосам общественного транспорта, однако и требования к ним станут более жесткими. Например, полицейские смогут оштрафовать их за езду в нетрезвом состоянии.

Возрастут требования, а с ними штрафы, и для пешеходов. Человек, который решил перейти дорогу в неустановленном месте и тем самым создал аварийную ситуацию, получит шанс быть привлеченным к ответу. От пешеходов потребуют быть более внимательными: как и водителей, разговаривающих за рулем по телефону, полиция будет иметь право оштрафовать человека, который невнимательно переходит «зебру», слушая музыку в наушниках или сосредоточившись на своем гаджете.

Водитель с детсада...

Воспитывать полноценных участников дорожного движения авторы законопроекта №5184 предлагают уже с дошкольного возраста. Это удачная идея, учитывая, что только в раннем возрасте человеку можно заложить основы правильного поведения не только на дороге, но и вообще в социуме. Конечно, детей не будут учить правилам парковки или особенностям движения по перекресткам, однако базовые знания по безопасности движения будут обязательными для преподавания.

Возвращение техосмотра: цивилизованное требование ЕС или новые коррупционные вызовы?В Мининфраструктуры сообщили о намерении вернуть техосмотр для всех транспортных средств. Данная инициатива имеет простое объяснение, однако дьявол кроется в деталях.

А вот получить водительское удостоверение станет действительно нелегкой задачей. Если ранее у потенциальных водителей была возможность худо-бедно выучить теоретическую часть, откупиться от практической, и «договориться» о получении водительского удостоверения, то по новым правилам сделать это будет значительно сложнее. По крайней мере, так обещают авторы законопроекта: теорию нужно будет действительно изучить, каждую категорию управления транспортным средством – подтверждать отдельным экзаменом. Практическая часть станет более насыщенной и по программе, и по количеству часов для подготовки, и по самим условиям ее прохождения. Жестче станет сертификация автошкол и инструкторов.

Интересны и нововведения в части медицинского осмотра претендента на получение водительского удостоверения. Для водителей, работающих в сфере перевозок, медосмотр станет не просто регулярной процедурой, а более строгой нормой. А для тех, кто по какой-то причине пересдает на получение новых удостоверений, или тех, кого лишали права водить за неоднократные правонарушения, вводится специальный психологический тест на адекватность.

Техосмотр: быть или не быть?

В марте Кабмин принял постановление №141, согласно которому, обязательные техосмотры должны проводиться только при условии фото- и видеофиксации, а соответствующие записи должны храниться 3 года. «Подобный шаг сделает невозможным выдачу протоколов проверки без ее проведения, а также обеспечит накопление объективных сведений о техническом состоянии автомобиля», - говорится в постановлении.

А вот в упомянутом законопроекте сами техосмотры планируют сделать обязательными не для всех. Во-первых, не будут подлежать техосмотру все виды мотоциклов, мопедов, квадрациклов и подобных средств передвижения. Во-вторых, не нужно будет проводить техосмотр для транспортного средства, имеющего историческую ценность. Отменят техосмотр и для транспорта, используемого в агропромышленном комплексе. Наконец, не будут проходить обязательный техосмотр легковые авто (кроме такси), если они не подвергались значительным повреждениям при ДТП, способными повлиять на безопасность эксплуатации этого транспортного средства.

В общем же техосмотр для новых авто является обязательной нормой почти во всех странах ЕС. Руководствуясь директивой ЕС/40/2009, которую Украина обязалась соблюдать в рамках Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, нам постепенно придется проводить техосмотр для все большего количества категорий транспортных средств.

Омелян обещает наблюдение за ремонтом дорог в Украине в режиме онлайнСистема «Кост» предполагает не только мониторинг фактических данных заказанных работ, проведенных тендеров, использованных материалов, но и видеонаблюдение за каждым участком ремонтных работ онлайн

Дорожные аудиторы

Наряду с недовольством работниками «Укравтодора» и дорожной полиции, вскоре украинцы получат возможность возмущаться и действиями аудиторов дорожной безопасности: такая должность появится после принятия законопроекта «О дорожном движении и его безопасности».

В обязанности аудиторов войдут надзор за усовершенствованием дорог, анализ логистических возможностей для начала и продолжительности ремонта. Только после их согласия строителям, ремонтникам или местным органам власти можно будет начинать любые работы возле или на дорогах.

Проблемы с пробками также частично будут в компетенции аудиторов: одной из их функций будет организация ремонтов дорог с минимальным ущербом для движения автотранспорта, иными словами – создание предпосылок для минимизации заторов. Аудиторы имеют право частично изменить направление движения или объезда места ремонта, заблаговременно уведомив водителей соответствующими знаками.

Страхи видеофиксации

Вот наиболее дискуссионная тема, способная в корне изменить жизнь всех автомобилистов. И, по свидетельствам главы МВД Арсена Авакова, значительно пополнить государственную казну за счет административных штрафов.

Закон о введении видеофиксации нарушений ПДД вступил в силу еще летом 2015 года. Что же встало на пути внедрения системы?

Во-первых, юридические тонкости, которые должны быть устранены законопроектом №5184. После его принятия любое постановление, сформированное на основании данных системы видеофиксации, может быть успешно оспорено в суде. Во-вторых, необходимо ввести технические стандарты для самих средств видеонаблюдения. Но самое главное – для оборудования камерами даже основных дорог Украины нужны колоссальные средства.

В свое время министр МВД пообещал, что система видеофиксации начнет полноценно работать с 2017 года. Правда, позже уточнил, что для ее внедрения требуются значительные капиталовложения. «Мы оцениваем эту сумму как очень большую - около миллиарда долларов на всю страну. Желающих вложить эти деньги огромное количество, потому что частные компании хотят на этом заработать, получая проценты отчислений. Я думаю, что мы прибегнем к механизму привлечения солидного международного банковского учреждения, которое посоветует нам адекватного инвестора и лучшие условия, как это делается в ведущих западных странах. Будем внедрять этот механизм постепенно, чтобы был механизм автоматической фиксации, обжалование этого процесса и взысканий», - отметил Аваков.

Поэтому вполне вероятно, что еще в этом году водители столкнутся с пристальным взглядом камеры видеофиксации. Однако, скорее всего, начнет работать система видеофиксации только в тестовом режиме.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: