Попытка №4: что принесет украинцам очередной транш МВФ?

Александр Радчукполитолог

В рамках четырехлетней программы расширенного финансирования от МВФ Украина с 2015 по 2019 год Украина должна получить 17,2 миллиарда долларов кредитных средств. Согласно графику предоставления кредита, 2016 год был провальным для украинской стороны: нам не удалось вовремя убедить кредиторов в собственных возможностях вовремя выполнить свои обязательства. Так, в 2016-м Украина получила только один кредит в размере 1 миллиарда долларов, хотя по плану до конца прошлого года должна была бы получить еще один транш.

Поэтому сейчас чиновники ведут переговоры о получении еще одного миллиарда долларов кредита, который Украина должна была получить еще в ноябре 2016 года. Тогда как ранее в течение 2017-го МВФ планировал три пересмотра по предоставлению кредитов – речь идет об общей сумме в более чем 4,5 миллиарда долларов. Не исключено, что в случае успешных переговоров график будет пересмотрен и некоторые транши будут объединены во времени. Но возникает логичный вопрос: что для этого украинское правительство предложит кредиторам взамен?

Следующий транш кредита должен стать уже 4-й по счету попыткой украинского правительства с начала 2015 года убедить МВФ в надежности взятого курса на реформы.

Договориться во что бы то ни стало?

О важности предоставления очередного транша кредита свидетельствует встреча Президента Петра Порошенко с директором-распорядителем МВФ Кристин Лагард на Международном экономическом форуме, который в эти дни традиционно проходит в швейцарском Давосе.

Эксперт рассказал, что может помешать Украине получить деньги МВФИсполнительный директор Международного фонда Блейзера рассказал, какие статьи Бюджета могут поставить под угрозу кредитование Украины от МВФ.

Обе стороны подтвердили положительные последствия переговоров: Порошенко и Лагард сочли встречу «продуктивной», а для предоставления транша нужно будет внести «технические правки» в текст очередного меморандума. «Это была очень продуктивная встреча. Мы обсуждали реформы и прогресс, достигнутый в Украине за время президентства Порошенко», – сообщила Лагард.

Меморандум – документ, который украинское правительство подписывает и отправляет в штаб-квартиру МВФ для того, чтобы эксперты Фонда имели возможность в дальнейшем пересмотреть пункты выполнения предоставленных властями обещаний по улучшению платежеспособности Украины в будущем. Сложность заключается в том, что сам Фонд не является наиболее заинтересованной стороной в осуществлении реформ в Украине. Он лишь предоставляет (или не предоставляет) средства именно для того, чтобы их потом получить обратно (или же предпочитает лишний раз не рисковать). И действует в соответствии с собственными интересами. А вот правительство должно сформировать четкую повестку дня, благодаря которой сможет в конечном счете улучшить макроэкономические показатели развития Украины. Поэтому необходимые шаги нужно выписать так, чтобы не только получить кредит, но и осуществить необходимые положительные преобразования в государстве.

Последняя преграда

Вопрос, который якобы вызвал наибольшую дискуссию, – качественное осуществление пенсионной реформы в Украине. В СМИ появилась неофициальная информация о ходе переговоров и пунктах нового меморандума, среди которых вроде бы фигурировало требование о постепенном повышении пенсионного возраста для украинцев.

СМИ рассказали, чего МВФ ждет от Украины в 2017 годуСогласно последней версии меморандума о сотрудничестве Украины с МВФ, украинское правительство обязалось выполнить 12 требований.

Чиновники в привычной им манере отрицали и наличие подобных требований-пунктов, и вообще эффективность самой идеи поднятия пенсионного возраста. Так, вице-премьер Павел Розенко заявил, что Украина не брала на себя подобных обязательств. А министр соцполитики Андрей Рева неоднократно публично убеждал граждан в том, что ключевой проблемой является именно дефицит Пенсионного фонда. А то, каким путем решить данный вопрос, и является предметом для дискуссий с МВФ. «Кредитор вносит свои предложения по решению тех проблемных вопросов, которые он видит. Соответственно, мы ведем дискуссию на тему, как мы будем решать эту проблему. Если вы не хотите к нашим рекомендациям прислушаться, то, пожалуйста, предложите ваши. Убедите нас в том, что ваши рекомендации ведут к той же цели другим способом. Поэтому мы сегодня дискутируем. Мы говорим, что тот путь, который нам сегодня предложили, для нас не является правильным. Мы считаем, что есть другая возможность – уменьшить дефицит Пенсионного фонда», – заявил Рева в эфире одного из телеканалов.

Интересно и то, что на «Урядовом портале» исчезло сообщение об основных составляющих пенсионной реформы, о которых Рева рассказал по итогам встречи с постоянным представителем Международного валютного фонда Жеромом Ваше. В частности, в Минсоцполитики обсуждали идею относительно уменьшения страхового стажа.

«Маяки» vs требования

Правда, одной пенсионной реформой для получения новых траншей от МВФ не обойтись. Для этого властям придется пойти на ряд существенных шагов, которые вызывают дискуссию как у рядовых граждан, так и в экспертном сообществе.

Эксперт рассказал, что может полностью закрыть кредитование от МВФЭкономист оценил перспективы получить транш МВФ в январе следующего года и объяснил, что может вообще заблокировать процесс сотрудничества с кредиторами.

В частности, речь идет о принятии закона «О рынке земли», который бы так или иначе открыл путь к отмене моратория на ее продажу.

Еще несколько пунктов будут касаться внедрения более решительных шагов на пути борьбы с коррупцией. Дополнительно речь идет и о создании системы антикоррупционных судов.

Кроме того, среди так называемых «структурных маяков» (показателей, по которым будут оцениваться прогресс в выполнении правительством определенных ими же обязательств), является монетизация системы субсидий, проведение аудита национализированного «ПриватБанка», создание единого реестра получателей социальных выплат, реформа финансовой полиции, аудит баз данных ГФС и другие.

Нужно также заметить, что задержка с получением последнего транша также возникла и из-за несоблюдения целого ряда предварительных условий, которые были указаны в числе «структурных маяков». Это и приватизация государственных предприятий, и возможность отмены упрощенной системы налогообложения, и пересмотр закона о государственной службе с еще большим сокращением госслужащих и «бюджетников». Например, один из положительных шагов – внедрение и запуск системы электронного декларирования, с точки зрения экспертов МВФ, не является достаточным. Там считают необходимым, чтобы НАЗК передало в НАБУ проанализированную информацию относительно фактов несвоевременной подачи или сфабрикованных деклараций чиновников. Этот шаг выглядит вполне логично, ведь пока что следствием подачи топ-чиновниками е-деклараций был лишь репутационный и медиа-эффект.

Риски или реформы?

Сотрудничество между Украиной и МВФ продолжается с 1994 года. Действительно, можно с уверенностью утверждать, что именно благодаря Фонду многие из положительных шагов новой власти после 2014 года стали реальностью. Впрочем, деньги давали и раньше – многим другим украинским правительствам.

Наиболее плодотворным было сотрудничество МВФ с правительствами после 2008 года и до 2013 включительно: в целом Украина получила около 3,4 миллиарда долларов кредитов из 16 запланированных. МВФ каждый раз резко реагировал на возможность продолжения сотрудничества, когда в Украине возникал очередной политический кризис. А вот в 2002-2008 годах, в период экономического роста благодаря благоприятной конъюнктуре на экспортных рынках, Украина не обращалась к Фонду за кредитами.

Равнодушное партнерство: удастся ли правительству удержать сотрудничество с МВФ?Миссия МВФ сдержанно оценила прогресс реформирования экономики правительством Владимира Гройсмана. Очередной транш до конца года Украина, скорее всего, не получит. Как будут развиваться события дальше?

Но вряд ли кто-то сейчас может сказать, что и середина 2000-х, и посткризисные 2008-2013 годы ознаменовались существенным «прорывом» вследствие проведенных реформ. Кредитные средства, как и их отсутствие, абсолютно не были залогом кардинальных изменений как в самом государстве, так и в способе управления им. Остается лишь надеяться, что нынешняя власть хорошо осознает последствия своего бездействия или непродуманных шагов и использует кредитные средства по назначению – для реализации реформ.

Если транш не дадут

В Кабмине утверждают, что текст нового меморандума должен быть согласован до конца января этого года – до заседания совета директоров МВФ.

Так, министр финансов Александр Данилюк в одном из своих интервью сообщил, что правительство надеется получить очередной транш кредита в начале февраля. Впрочем, несколькими месяцами ранее чиновник убеждал своих собеседников в СМИ, что неполучение транша не является критичным для украинской экономики.

На самом деле, Украина в ближайшее время не сможет отказаться от пути дальнейшего кредитования от МВФ. Поэтому задержки с предоставлением траншей вряд ли будут иметь существенное влияние на макроэкономические показатели. А вот прекращение сотрудничества может существенно повлиять на будущее страны.

Чтобы отказаться от дальнейшего сотрудничества с МВФ, стоит действительно провести масштабные реформы и существенно укрепить свой финансово-экономический потенциал. Так, например, в 2012 году сделало правительство Турции и прекратил сотрудничество с МВФ, правда, выплатив по обязательствам около 24 миллиардов долларов. Взамен тогдашний премьер-министр Реджеп Эрдоган предложил своим согражданам альтернативу – масштабную инфраструктурную перестройку страны. По сути, речь шла о вложении средств в туристическую инфраструктуру и дороги, что в настоящее время в целом положительно сказалось на общей экономической ситуации в Турции.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...