Упростит ли ликвидация МРЭО покупку и продажу авто для украинцев?

«Слово и Дело» решило выяснить, какими могут быть последствия ликвидации МРЭО и справок-счетов для автомобилистов.

Автомобилисты и владельцы всех видов транспорта празднуют очередную победу: в МВД наконец-то сообщили о ликвидации еще советских по своей сути Межрайонных регистрационно-экзаменационных отделов Государственной инспекции безопасности дорожного движения – так называемых МРЭО.

Радоваться есть чему: согласно планам руководства Министерства внутренних дел по реформированию отрасли предоставления административных услуг населению, на смену коррупционным монстрам МРЭО придут простые и понятные процедуры получения всех возможных разрешений, справок, удостоверений, техпаспортов в новых Сервисных центрах.

Эка ЗгуладзеПервый заместитель Министра внутренних дел Украины
Згуладзе обещает, что к сентябрю по Украине заработают 62 обновленных центра МРЭОСказано 4 апреля 2015 г.Статус обещания: Не выполнено

Правда, подготовительный этап создания новых сервисных центров продолжается и сейчас. Фактически, ликвидируя МРЭО, в МВД забывают выполнить свое же обещание. Так, первый заместитель министра Эка Згуладзе еще в апреле этого года обещала, что до конца сентября во всех регионах Украины заработают 62 обновленных центры по предоставлению административных услуг, относящихся к компетенции МВД. Но в конце сентября министр внутренних дел Арсен Аваков сообщил, что на сегодняшний день работа по преобразованию старых МРЭО в новые Сервисные центры только началась.

Все идет по плану...

Радостную весть о ликвидации МРЭО сообщил министр внутренних дел Арсен Аваков. Следует отметить, что МВД уже давно планирует подобные мероприятия, однако этому мешали ряд обстоятельств - в частности, необходимость принятия соответствующего законодательства, которое бы позволяло создания и определяло компетенцию новых Сервисных центров.

Пока министр лишь сообщил об отмене справок-счетов - документа, который удостоверял право собственности на определенный автотранспорт и сам факт его коммерческой сделки по купле-продаже. «Теперь при оформлении автомобиля в сервисном центре МВД продавцу и покупателю достаточно подписать договор купли-продажи в любом сервисном центре Украины в присутствии администратора, который засвидетельствует личности участников сделки на основании их документов. Засвидетельствует – бесплатно», – сообщил Аваков подробности новой процедуры заключения сделок.

Кабмин отменил использование справок-счетов при оформлении автомобилейПравительство поддержало постановление министра внутренних дел и отменило использование справок-счетов при оформлении автомобилей.

Именно справка-счет была едва ли не последним источником коммерческих сверхприбылей в МРЭО и ловких дельцов. Во-первых, сама справка стоила около 500 грн. И это при том, что себестоимость изготовления документа на спецбланках составляет в десятки раз меньше. Во-вторых, чтобы продать/купить авто, граждане часто обращались к посредникам, которые за 1000 грн свидетельствовали личности продавца и покупателя и давали об этом заветную справку-счет на номерном бланке установленного образца и изготовленного на государственном полиграфкомбинате. Интересно то, что «рыночная цена» справки нигде не была указана, однако в ГАИ без справки-счета транспортное средство не регистрировали.

Эксперты и участники рынка по продаже авто положительно отреагировали на такие нововведения. Безусловно, на стоимость авто подобные вещи не влияют, однако работа новых Сервисных центров и отсутствие коррупционной составляющей значительно упростит и ускорит процедуру оформления авто. Впрочем, до сих пор возникает ряд вопросов. В частности, и у работников Сервисных центров, и у нотариусов (ведь договор купли-продажи авто можно засвидетельствовать и нотариально) нет доступа к некоторым базам данных. «Сервисный центр не имеет доступа к базе отчуждения Минюста! Как сотрудник СЦ может оформить договор купли/продажи, не имея информации о возможном запрете на отчуждение (кредит, лизинг, залог, долг)? Кто будет нести ответственность, если потом авто у нового собственника через суд отберут назад? Нотариус не имеет доступа к базе «Угон, СНГ или Интерпол» и не может проверить перебивки номеров. Он оформит договор купли-продажи, новый собственник отдаст деньги, а в Сервисном центре у него отберут авто (находящееся в угоне или с перебитыми номерами). Кто ответит?», – справедливо отмечает гендиректор ВАИД Олег Назаренко.

Радоваться рано?

Сейчас главные проблемы по организации работы новых Сервисных центров находятся в юридической сфере. Дело в том, что пока Верховная Рада проголосовала за законопроект «О сервисных услугах и Сервисных центрах МВД» только в первом чтении. Как известно, во время подготовки ко второму чтению текст документа может претерпеть значительные изменения.

Пока же законопроект предлагает определить перечень сервисных услуг МВД, установить, что размер платы за предоставление услуг, в том числе по сокращенной процедуре, определяется правительством, закрепить перечень и требования к документам, необходимые для получения государственной услуги. Кроме того, размер платы за предоставление услуг должен быть одинаковым во всех центрах, а сам закон будет действовать с 1 января 2016 года по 1 января 2018 года, после чего функции по оказанию сервисных услуг должны быть переданы органам местного самоуправления.

Ликвидация ГАИ и МРЭО: смена вывесок или борьба с коррупцией? ЭкспертыСпециалисты поделились соображениями относительно решения Кабмина ликвидировать ГАИ и МРЭО.

На помощь реформе МВД были приняты 4 постановления Кабмина (№904, №905, №907, №908), позволяющие запустить полноценную работу Сервисных центров до принятия закона парламентом. Впрочем, даже это не означает, что услуги посредников исчезнут с рынка оформления автомобилей, ведь до сих пор неизвестно по какой процедуре будут предоставляться номерные знаки, изготавливаться техпаспорта, оформляться справки. Именно здесь могут вновь возникнуть ловкие «бегунки», которые за отдельную плату будут помогать автовладельцам оформить свое транспортное средство.

Еще два важных аспекта, которые станут последствиями ликвидации МРЭО и справок-счетов. В первом случае следует отметить, что после ликвидации 228 МРЭО, новых Сервисных центров по всей Украине останется только 64. Это приведет к укрупнению административных подразделений, что безусловно усложнит логистические расходы для граждан. Так, еще в начале 2015 года жители Верховинского и Косовского районов Ивано-Франковской области устроили акцию протеста с требованием не ликвидировать МРЭО в г. Косив. Ведь тогда более 4500 автовладельцев придется преодолевать значительные расстояния для получения тех или иных документов в новом Сервисном центре, который, по планам МВД, должен заработать в одном из соседних районных центров, или только в самом Ивано-Франковске. Не трудно догадаться, что жители других регионов также будут протестовать против таких действий власти.

Что же касается отмены самой справки-счета, то в конечном итоге это также может нести определенные опасности для рядового гражданина. Они заключаются в том, что с рынка продаж авто могут исчезнуть посредники, которые работали за процент от продажи транспортного средства. «Договориться» с Сервисными центрами о количестве заключенных сделок будет невозможно, поэтому перекупщикам будет невыгодно заниматься своим бизнесом. Ведь известно, что только одна сделка по продаже авто в год не облагается налогом, с каждой следующей придется заплатить 5% налога в Бюджет. Поэтому заняться продажами подержанных авто могут автосалоны, что в свою очередь приведет к повышению стоимости таких транспортных средств для конечного потребителя.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...