Печальная перспектива: платные дороги, повышение топливного акциза и старые ямы

Читати українською
В Министерстве инфраструктуры Украины не могут найти достаточно средств даже для проведения ямочного ремонта украинских дорог. Решить проблему хотят с помощью дополнительных поборов.

В Украине 50 тысяч километров дорог государственного значения. В Министерстве инфраструктуры говорят, что на их ремонт нужно ежегодно тратить от 50 до 100 млрд гривен. При таких капиталовложениях в ведомстве надеются решить острую проблему дорог уже за 5-10 лет. Тем не менее, на ямочный ремонт дорог в Украине в этом году было выделено только 1,7 млрд грн.

Ямы на ямах

Мининфраструктуры бесконечно жалуется, что денег не хватает даже на ямочный ремонт дорог. Из выделенных на ремонт 1,7 млрд грн на сегодня потрачено уже 1,2 млрд грн. Но для кардинального изменения ситуации на украинских дорогах этого крайне мало. «Это менее 10% от того, что необходимо для того, чтобы сделать ямочный ремонт. То есть выделили денег, которых не хватает даже на так называемый ямочный ремонт. То есть какие-то кардинальные изменения было трудно сделать», – оправдывается глава Министерства инфраструктуры Андрей Пивоварский.

По его мнению, изменить ситуацию с финансированием дорожной отрасли может создание целевого дорожного фонда, который будет наполняться за счет поступлений от уплаты акциза на топливо. «Если будет создан государственный целевой фонд, по нашим расчетам, до 40 млрд грн может попасть в этот фонд, из которых примерно 26 млрд можно будет использовать на дороги государственного значения. Остальные деньги пойдут на дороги местного значения», – сообщил он.

Пивоварский отметил, что распределение средств из целевого фонда будет происходить в следующем порядке: 35% – на местные дороги, 65% – на дороги государственного значения. «В случае принятия закона о государственном дорожном фонде у нас четко будет определено, что все деньги от акциза, который собирается государством за импортируемое топливо, идут в целевой государственный фонд. Мы опять же с коллегами из транспортного комитета уже завершили обсуждение данного законопроекта, уже прописали формулу, каким образом будет происходить распределение денег целевого фонда. Примерно 35/65 будет. 35% – на местные органы власти, 65% – на дороги государственного значения. Формулы предусматривают, что распределение будет автоматическим», – отметил министр.

Цены выше

Акциз на топливо, который хотят направлять в целевой фонд, является основным источником наполнения бюджета на дорожное хозяйство. Сегодня этот налог составляет 100 евро с каждой тонны импортированного дизельного топлива, 200 евро – с бензина. Учитывая 5% местный налог на товары на АЗС, казалось бы, этих денег вполне хватило бы на проведение ямочного ремонта по всей стране. Но каким-то образом до «Укравтодора» средства в таких количествах не доходят.

В целом же бюджет «Укравтодора» составляет примерно 24 млрд гривен в год, но большая часть этих средств уходит на оплату долгов. «Из них 19 млрд грн уйдет в этом году на погашение взятых в прошлом кредитов и процентов по ним. Поэтому на дорожное строительство денег практически нет», – рассказал первый заместитель министра инфраструктуры Украины Владимир Шульмейстер.

Единственный выход, который нашли в Министерстве инфраструктуры, – повышать акцизный сбор. «Сейчас доля акцизов в стоимости топлива на АЗС в Украине не превышает 20%. Это самый низкий показатель среди стран, которые нас окружают. Мы сравнили акцизы в странах Европейского Союза, Беларуси, России. Там их доля в стоимости бензина на АЗС – от 35% до 50%. Я лично считаю, что у нас этот налог можно было бы постепенно повышать», – сказал глава дорожного департамента Министерства инфраструктуры Роман Хмиль.

Платные дороги

Другой источник исправления ситуации с состоянием украинских дорог нашли в платных автострадах. Так, украинские дороги могут стать платными для тяжелых грузовиков. В Мининфраструктуры считают, что топливный акциз не в состоянии перекрыть урон, наносимый перегруженными фурами.

«На сегодня фуры весом свыше 12 тонн не покрывают акцизом тот ущерб, который наносят дороге. Справедливая доплата с фуры общей массой до 40 т – порядка 3 грн/км, сверх акциза. Поэтому нужно вводить плату за проезд фур общей массой свыше 12 тонн», – заявил Хмиль.

По его словам, сейчас 75% сборов от топливного акциза по Украине приносят водители легкового транспорта и автобусы. А вот ущерб на 80% наносят грузовики весом от 12 до 40 тонн. «Именно поэтому мы решили, что вместо повышения акциза на бензин для всех, справедливо будет ввести плату за проезд с грузовиков общей массой свыше 12 тонн, как это давно уже сделали в других странах», – отметил чиновник.

По словам министра инфраструктуры, пилотный проект по габаритно-весовому контролю фур на дорогах запустят в трех областях уже в этом году. Какой финансовый результат даст такое нововведение – пока неизвестно.

Залить бетоном

Ранее в Министерстве инфраструктуры анонсировали изменение материала строительства автодорог. У Пивоварского утверждали, что если сделать дороги бетонными, то можно будет существенно сэкономить на их стоимости. «Решение вопроса мы видим в строительстве бетонных дорог за счет внутреннего резерва государства, поскольку асфальтовые дороги, которые строятся в государстве сегодня, это минимум 70% импортной составляющей. В бетонных дорогах пропорция будет зеркально другой. Мы верим, что их эксплуатация будет намного выше, чем асфальтовых», – сказал он.

Но уже полгода спустя от этой идеи решили отказаться. Мол, заливать бетоном в 10 раз дороже. «Можно, конечно, построить дорогу, которая выдержит и 60-100 тонн, но это будет по сути и стоимости взлетно-посадочная полоса в аэропорту. Стоить это будет в 10 раз больше, чем обычно и не окупится. Даже европейцы такие дороги не строят, а у нас в Украине интенсивность движения на дорогах в 2-3 раза ниже, нежели в Европе, то есть окупаемость хуже», – сообщил Хмиль.

Любопытно, но введение габаритно-весового контроля автомобилей все-таки не отменит повышения топливного налога. Согласно проекту «Дорожной карты развития дорожной отрасли на период 2015-2017 годов», в следующем году Министерство инфраструктуры планирует поднять ставку акциза на топливо, а в 2017 году – ввести плату за проезд грузового транспорта весом более 12 тонн.

Но даже притом, что ремонт украинских дорог снова целиком и полностью переложат на плечи водителей, на хорошие дороги в стране надеяться все еще не приходится. А некий просвет асфальта в бесконечных ямах автомобильных путей в Украине должен был появиться с принятием закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно софинансирования ремонта дорог государственного значения», согласно которому местные бюджеты могут принимать участие в финансировании ремонта дорог государственного значения. Но, как это часто бывает в Украине, не тут то было.

Анастасия Оратовская, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: